27 марта 2015 г.

Детская одаренность и проблемы ее развития

26 марта 2015 года в рамках работы научно-исследовательской лаборатории «Развитие одаренности личности» при Донецком институте последипломного педагогического образования было проведено заседание для участников творческой лабораторий по проблеме, педагогов и психологов базовых учреждений работы творческой лаборатории по теме «Детская одаренность и проблемы ее развития».


“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают, что одарённость – это особый склад личности.
 
Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости.

Участники научно-исследовательской лаборатории обсудили проблемы развития детской одаренности и пришли к выводу, что в современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество.

Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей). В конце рабочего заседания участники получили методические рекомендации по выявлению детской одаренности, подготовленные центром организационно-методического сопровождения развития одаренности.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Центр организационно-методического сопровождения развития одаренности