27 октября 2015 г.

Качественная экспертиза образования - маркер инноваций в образовательной системе

Внедряем новые стандарты!

Развитие и совершенствование системы общественной и государственной аккредитации образовательных организаций в целях обеспечения гарантии качества их деятельности в ДНР сегодня идет, в основном, по пути стандартизации данного процесса. Однако не стоит забывать, что одним из субъектов аккредитации, оценка которого может оказать существенное воздействие на результат проверки образовательной организации, является эксперт (или группа экспертов). Какова бы ни была степень формализации «ревизии» образовательных программ, обеспечения образовательного процесса и т.д., субъективное мнение эксперта способно самым разным образом расставить акценты и замечания, сопроводить их эмоциональными комментариями и тем самым повлиять на заключение комиссии, а также на общественное мнение об экспертах. 

Отметим, что привлечение экспертов в работу по лицензированию и аккредитации необходимо для повышения качества предоставляемых образовательных услуг и для расширения образовательных возможностей самой образовательной системы республики.

Донецкий РИПДО уделяет большое внимание обеспечению качества подготовки будущих экспертов. Под руководством Центра менеджмента и аттестации (руководитель Галкин С.Г.), кафедрой менеджмента образования и психологии (заведующая кафедрой кандидат психологических наук, доцент Некрасова И.Н.) подготовлен комплексный предметный модуль «Психологическая оптимизация экспертной работы в образовании», который содержит как лекционные, так и практические занятия, посвященные рассмотрению актуальных вопросов психологического сопровождения экспертной деятельности. 

Коммуникативная культура эксперта, умение выходить из затруднительных профессиональных ситуаций, психология выполнения служебных обязанностей, набор профессионально важных знаний и навыков, которыми предстоит овладеть, умение правильно разобраться с типом и формой экспертного исследования и заключения - эти и многие другие вопросы стали предметом теоретического изложения и практического закрепления в рамках обучающих семинаров и тренинговых занятий на курсах подготовки будущих специалистов-экспертов образовательной отрасли. 

Поскольку эксперт - это специалист образовательной отрасли, который ознакомлен со структурой образования ДНР в соответствии с действующим законодательством, хорошо разбирается в вопросах методики, теории и практики инспектируемого предмета, то все слушатели группы претендентов в эксперты для осуществления лицензирования и аккредитации получили представление о тех личностно важных психологических качествах, которые необходимо и должны быть отработаны у каждого специалиста-эксперта. В процессе обучения слушатели получили рекомендации психолога в отношении личностного роста и самосовершенствования как составляющих профессионального успеха в работе эксперта.

Главные смысловые идеи подготовки экспертов для системы образования ДНР пронизаны духом толерантности и гуманизма. Поэтому, прежде всего, эксперт во взаимодействии с представителями образовательного учреждения исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, субъектов образовательной отрасли, провозглашенных и гарантированных Законом ДНР «Об образовании». Организация работы эксперта и его поведение не должны наносить морального ущерба руководству, коллективу и обучаемым. Также отметим, что экспертная практика в образовании - относительно новое направления оценки качества образовательных услуг во всем мире. Хочется надеяться, что инновации мирового уровня, привнесенные в систему образования ДНР, заложат прочный фундамент для процветания образовательной отрасли республики в дальнейшем.

Кафедра менеджмента образования и психологии