Основные образовательные программы 2017-2018

Меню сайта

Центры

Отделы

29 мая 2015 г.

Оценивание способности профессионального самоопределения

Очевидно, что количественная оценка (если таковая может существовать)  оказывается противоречивой. Значительно более достоверной является качественная оценка, основой которой является  субъективность преподавателя, конструируемая в результате психолого-педагогического наблюдения за деятельностью учащегося при выполнении им различных, в том числе, творческих заданий.
Способность учащихся к профессиональному самоопределению, возможность проектирования учащимися жизненных и профессиональных планов, возможны только при успешном умении справиться со следующими стандартными задачами:

- подробный рассказ по картинке с сюжетом о трудовой деятельности людей разной квалификации (характер и условия работы, психологические особенности, уровень образования и др.);
- формирование массивов вопросов о видах трудовой деятельности, профессиях и путях их получения;
- формирование информационных запросов при проектировании профессиональных планов по выбору профессии и учебного заведения;
- ознакомление с библиотекой психологических тестов и диагностик, личный опыт их использования;
- имитирование поиска работы, приема на работу, увольнения.

Способность к профессиональному самоопределению также характеризуют:

- устойчивый интерес к проблеме проектирования личного профессионального плана, стремление увеличить его информационное обеспечение;
- посещение дней открытых дверей, выставок «Образование и карьера»;
- знакомство со специальной литературой по профориентации, трудоустройству, трудовому праву, социологии труда;
- получение дополнительных консультаций преподавателей, профориентаторов, психологов;
- значимые достижения при выполнении проектов и других творческих заданий, демонстрирующие сформированные области интереса к определенным видам деятельности.

Проблематичность известной триады ХОЧУ-МОГУ-НАДО учащиеся не воспринимают. Им кажется, что достаточно захотеть стать таким-то специалистом, чтобы смочь приобрести желаемую профессию.

Учащиеся 9-х классов проектирование планов связывают с надеждами продолжить образование в 10-м классе средней школы. Лишь единицы из них рассматривают вариант возможного оставления школы, но они не ищут психолого-педагогической поддержки при поиске оптимального решения в такой ситуации.

Отсюда можно сделать вывод  о необходимости  насыщения информационного поля и организации игровых ситуаций, имитирующих построение жизненных и профессиональных планов (выбор учебного заведения, поиск работы, прохождение тестирований и др.).

В более сложном положении оказываются учащиеся 11-х классов, большинство из которых проектирование профессиональных планов ограничивают выбором высшего учебного заведения, факультета и специальности. При этом они самым важным считают поступление, тратя на  это максимум психической и интеллектуальной энергии, свободного времени. 

Обычно они имеют весьма поверхностные представления не только о возможной будущей профессиональной деятельности, психологических особенностях профессии, но и о характере учебной деятельности, содержании образования.

Среда профессионального самоопределения выпускных классов должна включать информационную поддержку, проведение тестирований и обсуждения сценариев реального выбора при изменяющихся условиях.  

Отсюда можно сделать вывод – жизнедеятельность человека, включая профессиональную, представляет собой череду исполняемых творческих проектов (проб), однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания 
Отдел технологий