25 февраля 2015 г.

Об освоении методики моделирования содержания предметного образования средствами краеведения

Одно из основных противоречий школьного образования – это противоречие между личностными интересами учащегося и усложненным содержанием программ учебных дисциплин, которые недостаточно актуализируют индивидуальный жизненный опыт школьника и неполно раскрывают практико-ориентированную направленность знаний. Поэтому есть необходимость повышения познавательного интереса к предмету средствами краеведения.

Актуальность экспериментальной работы учителей по моделированию содержания предметного образования средствами краеведения связана с необходимостью формирования ценностного отношения учащихся к культурному наследию региона. Начать такую работу следует с поиска ответов на вопросы: «Существует ли взаимосвязь между элементами краеведения как средством обучения и мотивационной сферой школьника?», «Какую роль в этом играет познавательный интерес?».

Планировать и осуществлять работу по использованию краеведческого компонента целесообразно по нескольким направлениям в единой системе урок-внеклассное мероприятие: применение технологии комплексного анализа текстов художественных произведений, исторических текстов, содержащих краеведческий материал; составление творческих задач с использованием краеведческой информации; выполнение исследовательских работ учащихся и работа предметных секций школьного научного общества по темам краеведения и др.

Рекомендуем воспользоваться следующими методическими рекомендациями для учителей по применению краеведческого материала:
  1. Изучить библиографию по краеведению, установить межпредметные связи. Составить каталог выбранных библиографических материалов.
  2. Выделить направления использования краеведческих материалов на уроках или внеклассных мероприятиях. Например, историко-географическое, духовно-нравственное, экономическое.
  3. Адаптировать выбранный материал по краеведению к программе курса, определить его место в календарно-тематическом планировании. Следует учесть, что краеведческий материал может не вписаться во все темы урока (например, в химии темы «Химическая связь», «Строение атома»).
  4. Выбрать методы и приемы практического применения элементов краеведения на определенных уроках на разных его этапах (изучение нового материала, закрепление в виде опорной ассоциативной схемы, при выполнении домашнего задания). Наиболее результативными будут метод проектов (исследовательский, творческий, информационный) и метод проблемного изложения (академический, инновационный, комбинированный).
  5. Поисковую деятельность целесообразно осуществлять школьникам как самостоятельно, так и совместно с учителями.
С целью ознакомления с методикой использования химического краеведения предлагаем провести анализ методической разработки учителя Мишиной Л.А. (г. Белгород) бинарного урока по химии и истории с элементами краеведения «Белый камень в архитектуре Древней Руси». Материалы доступны для скачивания по ссылке>>> 

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания