12 марта 2015 г.

Учебные портфолио как альтернативная форма оценки

Более 75 лет понадобилось американским ученым-педагогам и учителям-практикам, чтобы на пороге XXI века сделать простой, давно уже известный российским психологам и педагогам, вывод: результаты стандартизированных тестов не отражают реального уровня обученности и дают одностороннюю картину о способностях обучаемых. 


Американские педагоги наконец-то поняли, что стандартизированные тесты (с выбором ответа из нескольких предложенных) выхолащивают основную суть процесса обучения, превращая его в обычную лотерею: угадал – не угадал. 

Вместо полноценного процесса формирования знаний и умений, основная цель обучения в американских школах сводилась к серии тренингов по подготовке к очередному тесту. Тесты не приносили особой пользы ни учащимся, ни учителям. Учащиеся знали только лишь итоговый балл (score), оставаясь в неведении о типах и причинах ошибок, допущенных в тесте. 

Утрируя ситуацию, можно сказать, что результат обучения сводился к одному: какой счет получен по тесту? В то же самое время, учителя не получали необходимой информации о том, как учащийся обосновывал ход решения задачи, какие приемы и эвристики он при этом использовал, рационально ли он решал задачу, адекватен ли был ход решения задачи полученному результату, осуществлялась ли учащимся проверка решения и т.д.

С середины 80-х в педагогике США объявлен, выражаясь языком лозунгов, «Бой тестам!». 

Однако это далеко не означает того, что в американских школах и университетах все разом прекратили использовать стандартизированные тесты. Надо признать их поразительную живучесть: тесты до сих пор широко используются при поступлении в университеты, сдаче документов в аспирантуру, сертификации школьных учителей и т.д. Да и школьные консервативные учителя по инерции продолжают порочную практику: тест – тренинг – тест.

Но «процесс пошел»: начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений. Одной из таких форм явились учебные портфолио. 

Что такое учебное портфолио? Как его использовать в работе современного учителя? Более подробно можно ознакомиться по ссылке>>>

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования