18 марта 2015 г.

Аттестация – мотиватор профессионального роста педагогов

В предыдущей публикации Центра аттестации (18 февраля 2015 года) мы рассмотрели вопросы концепции аттестации: модели, цели и задачи, принципы и формы, а также процедуры аттестации.

Материал, который предлагается сегодня, призван помочь сориентироваться в действиях на каждом этапе аттестационного цикла, в межаттестационный и межкурсовой периоды, а также в подготовке аттестационных материалов.

Этапы аттестационного цикла

Аттестацию педагогических работников проводят в три основных этапа. В первом подготовительном периоде члены педагогического коллектива знакомятся с основными аттестационными условиями и требованиями, что способствует согласованию общественного мнения, предотвращает будущие конфликты. С этой целью проводятся инструктивно-методические совещания, заседания методических объединений, производственные собрания, изготавливаются специальные стенды, формируется аттестационная комиссия.

В течение второго периода осуществляется оценка профессиональной деятельности педагогических работников по двум комплексным показателям – обобщенным итогам деятельности и экспертной оценке практической деятельности. По первому показателю учитель имеет право представить творческий отчет, научно-методическую или исследовательско-экспериментальную работу. Второй показатель включает оценку администрации школы, школьного и районного методического объединения, учеников и родителей, полученную на основе диагностирования педагогической деятельности, уточненного и скорректированного аттестационной комиссией.

На третьем, заключительном этапе, осуществляется фиксация результатов работы учителя, устанавливается квалификационная категория.

Самосовершенствование педагога в межаттестационный и межкурсовой период
 
Личностно-ориентированное образование предполагает личностно-ориентированное повышение квалификации, личностно-ориентированное управление образованием, ведь успешность и качество учебно-воспитательного процесса определяет именно экзистенция учителя, его внутренний мир, а также различные факторы, мотивирующие к плодотворной работе и помогающие формировать, развивать креативные качества личности.

Творчество учителя формируется и развивается на основе полученного им социального и культурного опыта, психолого-педагогических знаний, новых идей, умений и навыков, которые открывают возможности находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Одна из основных целей последипломного образования – пробудить в человеке творца, актуализировать, то есть перевести из состояния потенциального в состояние реального творческого развития.

Эффективность повышения квалификации педагогических кадров во многом зависит от того, насколько содержание, формы и методы обучения в системе повышения квалификации соответствуют профессиональным запросам и потребностям слушателей. При этом следует разграничить понятия «профессиональные запросы» и «профессиональные потребности».

Профессиональная потребность – это объективная необходимость в совершенствовании знаний, умений, личностных качеств в соответствии с современными социальными требованиями. Профессиональные потребности могут в большей или меньшей степени осознаваться личностью. Осознаваемая потребность в совершенствовании своей профессиональной деятельности выступает в виде запросов. Однако запросы и объективные потребности не всегда совпадают, поскольку человек в силу тех или иных обстоятельств не всегда может дать правильную оценку своей деятельности.

Поэтому определение профессиональных потребностей, уровня и перспектив саморазвития личности педагога не может основываться только на изучении самооценок. Оно требует использования объективных наблюдений, выявления проблем в работе, оценок экспертов и тому подобное. Именно такие процессы и происходят во время аттестации, которая оказывает большое влияние на развитие самообразования и содействие профессиональному росту педагогических работников.

Большое влияние на развитие самообразования оказывает аттестация учителей. Известно, что аттестация является итогом достижений педагогов, оценкой их деятельности через каждые пять лет. Проведение аттестации побуждает учителя к самоанализу работы, стимулирует деятельность на повышение профессионального мастерства.

Очевидно, эффективность самообразовательной работы учителей во многом зависит от оптимального сочетания многих факторов, лежащих в основе формирования потребностей, так как в этом случае потребности становятся внутренним побуждением, а значит и стимулом к углублению и совершенствованию профессиональных знаний и умений, профессиональной компетентности. Однако иногда в практике руководства самообразовательной деятельностью учителей решающим фактором становится организация работы на основании выявления недостатков, проблем без учета других, указанных выше факторов самоактуализации. 

Как правило, руководители школ, основываясь на недостатках и проблемах учителей, выявленных при посещении уроков, ограничиваются рекомендациями по изучению соответствующей литературы, знакомству с элементами прогрессивного педагогического опыта, другими инструктивно-методическими рекомендациями. 

Контроль за выполнением данных рекомендаций чаще ограничивается рамками школы, не выходя на другие формы повышения квалификации, в которых принимает участие учитель: методические объединения, семинары, курсы и т.п. Организация самообразования педагогов –  одно из важнейших направлений методической работы на любом уровне: отдельного учителя, школы, района и города в целом.

Постоянное самосовершенствование, поиск новых решений присущи человеку творческому, склонному к инновационной деятельности. В то же время, для обеспечения высокого уровня профессионализма необходим анализ своей деятельности, следовательно, и ее грамотное планирование.

В педагогической и методической литературе можно встретить разные мнения относительно структуры самообразования учителя. Соответственно, и структура, и содержание планов самообразования могут быть разными.

Так, например, при планировании деятельности методических служб и учителя по описанию опыта работы необходимо согласовать сроки выполнения соответствующих мероприятий по плану аттестации. Учитывая пятилетнюю цикличность аттестации, логичным представляется планирование и осуществление деятельности по описанию или обобщению опыта учителя также по пятилетним периодам. При этом к следующей аттестации соответственно растет и уровень обобщения опыта (от учебного заведения до района и региона соответственно за три аттестационных цикла).

Подготовка и представление аттестационных материалов

На вопрос, что является самым сложным в непрерывном самосовершенствовании, учителя обычно отвечают: написание творческого отчета или обобщение собственного опыта.
 
Творческий отчет предлагает подведение итогов работы претендента за период, как правило, не менее одного года. При этом особое внимание обращается на то, что отчет был посвящен решению проблем, важных как в теоретическом, так и в практическом плане.

В отчете должны быть четко выделены: основная идея, замысел, основные этапы и способы реализации, результаты.

Научно-методическая работа обычно посвящается разработке новой методики, новых приемов или программы обучения. В ней необходимо раскрыть новое содержание программы (методики), дать обоснование целесообразности ее внедрения, форм и методов реализации.

Исследовательско-экспериментальная работа проводится с целью обоснования нового положения, тезиса. В работе должны быть четко сформулированы цель, задачи, описаны технология проведения и результаты эксперимента.

Авторский проект содержит целевую программу развития образовательного учреждения или его отдельных структур, описание нового учебного предмета или педагогической психологии. Проект должен содержать обоснование цели, меры по его обеспечению, расчет ресурсов, необходимых для его осуществления (временных, кадровых, материальных и финансовых затрат).

Основными критериями оценки творческих работ являются:
  • Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей или способов, путей их разработки. Ценность работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся и других факторов.
  • Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования.
  • Эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике, в работе самого претендента. Наличие параметров и критериев, с помощью которых можно представить полную и объективную картину анализируемых явлений.
  • Перспективность и практическая значимость работы. Возможность использования идей, программ, методик в других учебных заведениях.
  • Стиль, грамотность изложения.
  • Культура оформления (соответствие представленной работы требованиям стандарта).
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр аттестации педагогических кадров