23 июня 2015 г.

Побеждаем стресс грамотно

18 июня 2015 г. в Донецком ИППО прошел тренинг, организованный кафедрой менеджмента образования и психологии для сотрудников института.  Целью тренинга было повышение аутопсихологической компетентности преподавателей и методистов Донецкого ИППО в вопросах борьбы со стрессом, эмоциональным выгоранием и жизненными кризисами. Содержательно и концептуально целостная программа тренинга состояла из трех тематических блоков.

Первый блок, подготовленный и проведенный старшим преподавателем КМОП Павловой М.И., был посвящен проблемам стрессоустойчивости и борьбы со стрессом. В рамках этого блока были рассмотрены следующие вопросы:
  1. Проведение анализа стрессоустойчивости группы (тест Ганса Селье).
  2. Раскрытие понятия «стресс», формы и виды его проявления (мини-лекция).
  3. Анализ последствий всех видов стресса (дискуссия).
Участники тренинга смогли самостоятельно определить собственный уровень стрессоустойчивости.

В процессе ознакомительной лекции слушатели смогли систематизировать свои знания по рассматриваемым проблемам.

По результату ознакомительной мини-лекции был подведен итог. Вниманию участникам тренинга были представлены 10 советов о том, как самостоятельно, без траты денег, сил и большого количества времени, справиться со стрессом. А также благодаря полученной информации участники смогут оптимизировать свое поведение в стрессовых ситуациях.

Второй блок, подготовленный и проведенный старшим преподавателем КМОП Евсеевой М.Г., был посвящен вопросам эмоционального выгорания, его профилактики и купирования.

Целью этого блока было помочь участникам тренинга составить представление о сути и природе синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и ознакомить их с практическими техниками аутокоррекции СЭВ. Для достижения заявленной цели тренером и участниками тренинга последовательно решались задачи:
  • предоставить или обновить представление о СЭВ;
  • ознакомить со способами выявления наличия или отсутствия СЭВ у себя и других;
  • ознакомить с методами профилактики СЭВ;
  • ознакомить с методами и приемами психокоррекции в ситуациях профессионального стресса.
Средствами решения названных задач послужили обзорное ознакомление участников тренинга с основными теоретическими положениями рассматриваемой проблемы и последующая экспресс-диагностика уровня сформированности СЭВ. В качестве практико-коррекционной составляющей участникам тренинга был предложен пример тренингового дня, ориентированного своей основной частью на развитие навыков уверенного и доброжелательного общения с субъектами профессионального взаимодействия.

По результатам блока участники тренинга имели возможность овладеть основами теории и практики профилактики и купирования СЭВ.

Третий блок тренинга, подготовленный и проведенный заведующей КМОП Некрасовой И.Н., был посвящен проблемам преодоления жизненных кризисов и обучению технологии жизнестойкости.

Цель данного блока заключалась в развитии навыков саморефлексии, анализе возможных точек личностного роста, повышении уверенности в себе, развитии позитивного мышления, определении перспективных жизненных целей, принятии себя и расширении собственного диапазона самовыражения.

Для достижения заявленной цели участникам тренинга был предложен ряд психологических игр. В игре «Пресс-конференция 10 лет спустя» участники тренинга имели возможность сформировать опорные пункты профессионального роста, оптимизировать планирование своей профессиональной деятельности, осуществить рефлексию трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.

Посредством образно-рефлексивной процедуры «Дерево» участники тренинга имели возможность выявить сильные и слабые с точки зрения успешной профессиональной самореализации стороны своей личности при помощи раскрытия социально-смыслового символизма сделанных ими проективных выборов.

Завершающая блок игра «Зато» была посвящена снижению уровня жизненной фрустрации, поиску альтернативной стратегии выхода из жизненного тупика. Средством достижения данной цели послужил механизм юмористического изживания травмы с использованием логотерапии травмирующего события.

Кафедра менеджмента образования и психологии