10 сентября 2015 г.

Биокраеведение – новое перспективное направление в изучении биологического разнообразия родного края

Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг (М.В.Ломоносов)

По словам историка С.О. Шмидта, «подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия».

В Донецком регионе среди педагогов и учащихся активно набирает обороты краеведческая деятельность. Одним из новых направлений в краеведении стало биологическое краеведение, которое призвано усилить содержание программного материала по биологии краеведческим подходом через изучение наиболее типичных представителей растений и животных, а также природных сообществ конкретного населённого пункта.

Одним из результатов реализации программ краеведческой направленности стало проведение семинара для учителей биологии на тему «Биокраеведение – новое перспективное направление в изучении биологического разнообразия родного края». Целью мероприятия было изучение особенностей новых Государственных образовательных стандартов в аспекте реализации программ краеведческой направленности и определение методической стратегии в процессе организации краеведческой работы учителя биологии.

Участники семинара рассматривали актуальные вопросы нового краеведческого направления. С приветственным словом выступили Коровка Е.А., заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания, и Антропова О.В., методист отдела естественных дисциплин. Ключевым вопросом мероприятия стало рассмотрение краеведческого компонента в преподавании биологии как инновационного аспекта новых образовательных стандартов. 

Краеведческая работа предусматривает практическую деятельность и поисковую работу, что является основополагающим в создании проектов и научных исследований. Вопрос об особенностях и значении проектной, поисковой и научно-исследовательской работы раскрыла Сипачёва Е.В., и.о. заведующей кафедрой дошкольного и начального образования. 

Логическим продолжением изучаемых вопросов стало рассмотрение актуальных направлений биологического краеведения через призму конкурсных мини-проектов. С этой целью для выступления были приглашены учителя биологии, подготовившие победителей Республиканского конкурса мини-проектов по биологическому краеведению имени Андрея Гребёнкина.

Андреева О.Д., учитель биологии Марьяновской общеобразовательной организации Старобешевского района познакомила участников с мини-проектом ученика 7 класса на тему «Пластиковая болезнь цивилизации». В своём выступлении она поделилась идеей проекта, его актуальностью и проблемой исследования, также раскрыла социальную важность и значимость проекта. Своё выступление Ольга Дмитриевна сопровождала мультимедийной презентацией и поделками из использованных пластиковых бутылок. Участники семинара были впечатлены проделанной работой, их заинтересовала судьба проекта. По словам учителя, этот проект помог обратить внимание односельчан на проблему загрязнения окружающей среды пластиковой тарой и поиск пути решения как на бытовом уровне, так и на государственном. Также проект создал предпосылки для организации кружковой работы в учебном заведении для учащихся 5-6 классов.

О проектно-исследовательской работе «Чистый берег» рассказывала Прекрасная-Загребельная В.Ю., учитель биологии и географии Новоазовской общеобразовательной организации № 1. «Изюминкой» её выступления стало видеобращение к участникам семинара, в котором были видеосюжеты о последовательных этапах работы над проектом.

В конце семинара состоялось обсуждение наиболее важных и спорных вопросов преподавания биологии в новом учебном году. 

В целом семинар прошёл в доброжелательной атмосфере. Участники получили материалы выступлений и поблагодарили выступающих.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин