18 сентября 2015 г.

Клуб игровых технологий для молодых специалистов – учителей украинского языка и литературы

Внедряем новые стандарты!

Главные задачи современной школы в рамках реализации Государственного образовательного стандарта среднего общего образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Среднее образование должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

Таким образом, современное состояние образования обучающихся диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное – средств и методов, в том числе на уроках украинского языка и литературы.

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность обучающемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций обучающегося, развитию его креативного мышления и активизации самостоятельной работы.

17 сентября 2015 г. на базе Донецкого института последипломного педагогического образования состоялось очередное заседание Клуба игровых технологий.

Цель мероприятия:
  • ознакомление участников с научно-теоретической и практической основой игровых технологий;
  • раскрытие специфики организации и применения игровых технологий при изучении украинского язика и литературы в условиях внедрения нових образовательных стандартов;
  • привлечение молодых специалистов к участию в практических занятиях и мастер-классах с применением игровых технологий;
  • формирование активной профессиональной позиции относительно применения игровых технологий при изучении украинского языка и литературы.
Участниками Клуба стали 44 учителя-филолога из общеобразовательных организаций городов Донецк, Енакиево, Макеевка, Харцызск, Шахтёрск, Снежное, Торез, Амвросиевского, Старобешевского, Новоазовского, Тельмановского районов. 

Заседание открыла Ткачук Т.В., заведующая отделом украинского языка и литературы Донецкого ИППО. Она ознакомила всех присутствующих с Планом работы, представила выступающих. Во вступительной речи определила роль игровой деятельности для обучающихся: «В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения».

Роль командных игр как фактора воспитания ответственности определила Савченко М.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования Донецкого ИППО. Проблема преемственности в образовательном пространстве общеобразовательных организаций актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие – сложный момент в жизни ребёнка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во-вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями. Именно в этот период важное место отводится игровым технологиям. Как научить ребят работать в команде? Как развить чувство ответственности? На эти важные вопросы дала ответ Марина Васильевна.

С технологией геймификации как инструментом практической реализации Государственных образовательных стандартов познакомила участников Клуба Мищенко Н.Ю., методист Центра международной интеграции Донецкого ИППО. Наталья Юрьевна подчеркнула, что 29.09.2015 г. в 10.00 по МСК для всех, кто интересуется данной проблематикой, будет проведен вебинар «Геймификация в образовании», куда будут приглашены спикеры с проекта Newtonew и России (Южно-Уральский государственный университет).

Тренинг «Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий на уроке украинского языка» провела Суркова Н.А., методист Центра воспитания и развития творческой личности. Она представила сервисы «Фабрика кроссвордов», «Pazzlecreation», «Google форма», Интернет-конструктор «Learninggapps», портал «Umapalata».

Бараненко В.В., учитель украинского языка и литературы Макеевской ОО № 59, поделилась опытом проведения на уроках украинской литературы викторин. Валентина Владимировна показала роль учителя в процессе подготовки и проведения данного вида интеллектуального соревнования. Она сделала акцент на том, что вопросы викторины должны способствовать саморазвитию обучающихся, стремлению пополнить личный багаж знаний. Игра только ради игры бесперспективна! Поэтому проведению викторины должна предшествовать определённая подготовительно-организационная работа (сценарий, временные ограничители, правила и т.д.). Валентина Владимировна провела мастер-класс на материале темы «Леся Украинка «Лісова пісня».

Работа Клуба игровых технологий прошла в атмосфере сотрудничества, педагоги были готовы к диалогу, обмену опытом.

Рефлексивный этап был проведен по технологии «Открытый микрофон». Учителя высказали пожелания в пользу продолжения работы Клуба в 2016 году. 

Электронные материалы занятия размещены на сайте ДонИППО в разделе «Отдел украинского языка и литературы» http://viddilukr.blogspot.com/
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы