14 октября 2015 г.

Необходимо ли проводить работу по развитию навыков каллиграфического письма во 2-4 классах начальной школы?

Красиво писать - красоту творить
Пословица

Работу по совершенствованию навыков каллиграфического письма и развитию мелкой моторики руки младших школьников следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. 

Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма  включает в себя: минутки чистописания. На каждом уроке русского языка 5-7 минут отводится на работу по совершенствованию навыков каллиграфического письма. Основные требования к организации и проведению минутки чистописания:

  • системность и систематичность;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • дифференцированный подход;
  • чёткий каллиграфично написанный образец учителя на доске и в тетради;
  • анализ графических ошибок учащихся;
  • связь с темой урока;
  • сочетание коллективной и индивидуальной форм работы.
Содержание каллиграфической  работы  во  2-4-х  классах включает:  закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения тетради, ручки и др.); отработку навыка правильного начертания прописных  и  строчных  букв  (по  группам);  работу  над соединениями букв; выработку плавности и ритмичности письма.

Обращаем Ваше внимание на то, что не совсем правильно и корректно требовать от всех детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Учителю следует обращать внимание учащихся на те элементы, которые требуют корректировки. В таких случаях учитель может подчеркивать или исправлять неправильно написанные буквы и выносить их на поля (на новую строку). В тетрадях для работ по математике так же необходимо прописывать неправильные написания цифр и букв. Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Напоминаем о том, что учителю необходимо так же помнить, что образцы для детей с ведущей левой рукой следует писать справа.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления и интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой  интенсивное развитие интеллекта.

Предлагаем  Вам пополнить свой методический кейс практическими  материалами  по организации и проведению минуток чистописания  и пальчиковой гимнастики:
  1. http://pandia.ru - О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика, М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. http://www.novyedeti.ru/- Пальчиковая гимнастика, упражнения для мелкой моторики руки.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования