2 октября 2015 г.

Исследовательская деятельность педагога – обязательная составляющая его педагогического мастерства

Сегодня, в условиях перехода на новую образовательную парадигму, в связи с введением новых образовательных стандартов, наблюдается развитие интереса, как руководителей, так и педагогических работников к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих образовательных организациях. Это положительная тенденция, потому что с одной стороны, она говорит об осознании педагогическими коллективами необходимости коренных преобразований в учебно-воспитательном процессе, а с другой - об осознании ими своей ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своего научно-педагогического уровня в проведении поисково-исследовательской работы. 

Вместе с тем стремление к экспериментальной работе недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. От науки часто ожидается то, чего она дать в принципе не может. А реальные возможности научных исследований в то же время реализуются далеко не полностью.

Исследовательская, экспериментальная работа теперь почти синоним любой инновационной деятельности в образовательных организациях и при апробации и внедрении нового содержания образования, и при поиске и выборе форм и методов обучения. А чтобы разобраться в этих процессах и коллизиях необходимо, прежде всего, разобраться с методологическими проблемами инновационной и экспериментальной деятельности учителя.
Подготовка педагога к участию в любой педагогической экспериментальной деятельности должна начинаться с ознакомления с определениями таких понятий, как методология педагогики и методология педагогического исследования. 

Методология педагогики - наука о методах и принципах развития педагогики как науки и практики.

Методология педагогического исследования - это направление в методологии педагогики, которое раскрывает идеи, принципы, методы, логику и технологию организации и проведения педагогического исследования, критерии оценки его качества и эффективности (по Г.Коджаспировой).

Для организации и проведения экспериментального педагогического исследования, которое выполняется, в основном, одним человеком или небольшой группой исследователей, необходимо пользоваться определенными правилами и положениями. Эти правила практически нигде в нормативных документах не оговорены и, следовательно, придерживаться их, вроде бы совсем не обязательно. Но на самом деле они складывались на протяжении многих десятилетий, базируясь на опыте многих ученых, и соблюдение их каждым исследователем позволяет избежать определенных заблуждений и ошибок, поможет кратчайшим путем получить продуктивные результаты.

Более детально и подробно с особенностями и закономерностями проведения педагогических исследований можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://uchebnik.kz/issledovatelskaya-rabota-v-pedagogike/13-osnovnye-etapy-nauchnogo-issledovaniya-1-chast 

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания