10 ноября 2015 г.

Почему обучение иностранным языкам нужно начинать с раннего возраста?

В настоящее время хорошее знание иностранных языков стало важным, поэтому многие родители хотят, чтобы их дети получили возможность раннего обучения иностранному языку.
Общепризнано, что иностранному языку надо учить уже в начальной школе. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности всех личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

В свою очередь изучение иностранного языка способствует совершенствованию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи обучающихся, формировании их познавательных способностей, общеучебных умений.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и пр.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Учитывая сенситивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т.д. способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Иностранный язык». 

Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
  • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
  • стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.
Обучающиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к усвоению языка, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. 

Говоря о важности коммуникативной направленности обучения английскому языку, необходимо коренным образом поменять отношение учителей к процессу обучения языку и позволить им перейти от переводного метода к коммуникативно-ориентированному. Таким образом, необходимо создать такие условия, чтобы обучающиеся ощутили потребность в использовании иностранного языка, чтобы у них появился мотив к общению на изучаемом языке. В начальной школе одним из эффективных методов обучения иностранному языку может стать игровой метод.

Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она всегда предполагает принятие решения: что сделать, чтобы выиграть? Желание решить этот вопрос обостряет мыслительную деятельность играющих. Если при этом ребенок будет говорить на иностранном языке, учитель получает дополнительные обучающие возможности.

Также при выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к изучению предмета. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий.

На уроке необходимо уделять особое внимание, поддерживать тех обучающихся, которые что-то не поняли или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, есть дети с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учеников в коллективе, т.е. находить индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики. Выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. 

Учить языку - это искусство, учить малышей – искусство искусств.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел иностранного языка