17 ноября 2015 г.

Каковы особенности нового Государственного образовательного стандарта основного общего образования?

Необходимость введения нового Государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.

Пожалуй, первый плюс нового государственного образовательного стандарта – это сохранение фундаментального научного ядра. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Третий плюс Государственного образовательного стандарта – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 с небольшим лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что касается минусов, то очевиден пока один – государство должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде. Таким образом, в новом Государственном образовательном стандарте больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации. 

В новом Государственном образовательном стандарте есть серьезная попытка впервые предоставить школьникам выбор.  

Многие считают, что наши дети не умеют выбирать, что выбор в руках подростка – это попытка упростить ему жизнь. Однако необходимо понимать, что обеспечение правильного выбора обучающегося – это не сфера регулирования стандарта, а сфера методологии подготовки и повышения квалификации педагогов, которые должны стать тьюторами и помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий.

В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения. Кроме того, в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на "нелинейное" рассмотрение проблем и проектный поиск. Во всех странах, которые сегодня считаются передовыми в плане развития общего образования, в том числе в Финляндии и Китае, подходы к обучению школьников давно уже не линейно-классно-урочные.

Практика подготовительного этапа  по вопросам введения Государственного образовательного стандарта показывает, что сложнее всего педагогами воспринимается изменение подходов к формированию содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, а также к самому требованию создания социальной ситуации развития, связанной с самоидентификацией ребенка через личностно значимую деятельность. С трудом педагогические работники принимают также требование учитывать при составлении основной образовательной программы запросы всех участников образовательного процесса. Скорее всего, должно пройти некоторое время, прежде чем учителя основной школы смогут постоянно использовать в своей деятельности образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов.

 Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин