17 декабря 2015 г.

Иностранные языки в центре внимания

Состояние преподавания и мониторинг уровня речевых компетентностей обучающихся – в центре внимания ученого совета Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. 

Оперативная и достоверная информация о состоянии преподавания предмета обеспечивает не только принятие оптимального решения по отдельным направлениям деятельности, но и позволяет формировать перспективы развития учебного предмета в целом.

Внедрение системы непрерывной диагностики на основе многоуровневого мониторингового подхода к изучению состояния функционирования и динамики развития предмета будет способствовать повышению качества иноязычного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. 

Мониторинг следует понимать как непрерывное (на постоянной основе) стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и деятельностью образовательной системы (ее подсистем) посредством педагогических измерений, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменения субъектов образования и состояния образовательной системы, определять направления их развития. 

Основными функциями мониторинга в образовании являются интегративная (комплексная), диагностическая, сравнительная (компаративистская), экспертная, информационная, прагматическая, аналитико-оценочная, стимулирующая, мотивационная контролирующая, корректирующая, прогностическая. 

Мониторинговый подход в процессе изучения состояния преподавания предполагает целый ряд показателей: нормативный, аналитико-диагностический, технологический, прогностический, диагностический, технологический.

Отделом иностранных языков был определен круг вопросов, требующих изучения, и инструментарий для проведения мониторинга (опросные листы, анкеты, тематические интервью, тесты).

Согласно статистическим данным, 98,1% обучающихся изучают английский язык, немецкий как первый и второй – 1,2%, французский – 0,7% обучающихся. Уровень качества владения речевыми компетентностями составляет:
  • чтение - 59,72%;
  • аудирование - 51,42%;
  • письменная речь - 60,57%;
  • уровень развития навыков устной речи составляет - 73,6%.
Цифровые данные подтверждают успешность реализации коммуникативного компетентностно-ориентированного обучения иностранным языкам и определяют задачи по усовершенствованию системы обучения в контексте модернизации иноязычного образования.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел иностранных языков