15 декабря 2015 г.

Каковы требования к проведению мастер-класса?

Каждый человек меня в чем-то превосходит;
и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Эмерсон Ральф
Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности современной педагогики, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Важнейшие особенности мастер-класса:
  1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
  2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
  4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
  5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
  6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
  7. представление возможности каждому участнику выразить отношение к предлагаемому методическому материалу;
  8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
  9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Требования к проведению мастер-класса:
  • в ходе МК педагог демонстрирует конкретные методические приемы, методы, методику преподавания, технологию обучения и воспитания;
  • МК состоит из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны, им необходимо осуществить выбор, пути исследования средств для достижения поставленной цели, выбора темпа работы;
  • МК всегда начинается с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме. 
Примерный вариант описания мастер-класса
  • Тема МК.
  • ФИО, должность мастера.
  • Полное наименование образовательного учреждения, город/район.
  • Введение (вводное слово).
  • Цель, задачи, принципы организации МК.
  • Описание содержания, этапы МК.
  • Описание форм, методов, средств, используемых в МК.
  • Комментарии мастера по практическому использованию материала.
  • Заключение.
  • Список литературы.
Критерии оценки мастер-класса
  • Мотивационная осознанность деятельности всех, кто принимал участие в работе мастер-класса.
  • Методическая грамотность построения показа форм, методов организации педагогической деятельности.
Выбор формы мастер-класса зависит и от конкретного опыта учителя-мастера и от его личных предпочтений (лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие; выставка творческих работ с экскурсией-комментарием; стендовый доклад; семинар; тренинг и др.)
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания