В системе образования ДНР дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, в которую входят объединения дополнительного образования детей восьми направлений.
Вместе с тем назрела необходимость принятия комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей в школе.
До настоящего времени система дополнительного образования детей прошла полный курс развития от случайного набора кружков через создание блоков разных направленностей, через создание материальной базы к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы школы и является естественным продолжением основного образования. Работа дополнительного образования идет одновременно по нескольким направлениям: профессиональная подготовка, организация досуга, ранняя социализация. Назрела необходимость выделения дополнительного образования в самостоятельное структурное подразделение. Необходимо стремиться к достижению доступности дополнительного образования детей различного возраста, интересов, возможностей здоровья, места проживания и т.д. Требует обновления и сама система дополнительного образования детей, в первую очередь, управление качеством дополнительного образования.
Целью развития системы дополнительного образования детей являются сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности, повышение эффективности системы дополнительного образования детей в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Необходимо обновление системы дополнительного образования детей на основе следующих принципов как залога успешности образовательной отрасли республики:
- доступность и бесплатность дополнительного образования детей;
- гуманизация, демократизация образовательного процесса;
- индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
- сохранение и развитие национально-культурных традиций;
- ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;
- взаимодействие общего и дополнительного образования;
- открытость и полисферность образования, государственно-общественный характер управления.
Достижение цели развития системы дополнительного образования детей возможно при решении трех основных задач:
- Создание условий развития дополнительного образования детей.
- Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей.
- Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского сообщества.
Кафедра менеджмента образования и психологии