8 февраля 2016 г.

В методическую копилку психолога-«внешкольника»: от творческого педагога к творческому ребенку

Исследование проблемы развития творческих способностей детей всех возрастов и раскрытия профессионального творческого потенциала педагогов очевидным образом демонстрирует необходимость распространения сферы профессионального участия психологов в решении соответствующих задач не только на дошкольные организации и школу, но и на внешкольное образование. Ведь именно во внешкольных образовательных организациях основным предметом педагогического воздействия и психолого-педагогического сопровождения является творчество в чистом виде. Причем конечный результат профессиональных усилий внешкольного образования – творческий, социально активный ребенок просто невозможен без профессионального и личностного творчества всех остальных участников образовательного процесса – педагогов и семьи. 

Однако, если в дошкольном и школьном образовании данный аспект психологического сопровождения у нас более или менее стабилен, то участие психологов в жизни внешкольных образовательных организаций, по отзывам педагогов-внешкольников, оставляет желать лучшего как в качественном, так и в количественном смысле.

С целью оптимизации данного вида деятельности предлагаем психологам внешкольных образовательных организаций ознакомиться с апробированной программой «Психологическое сопровождение в учреждении дополнительного образования детей». Предлагаемая разработка содержит следующие структурные элементы.
  • Модель психологического сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования
  1. Проблема профессионального развития педагога в современной теории психологии.
  2. Необходимость профессионального развития педагога дополнительного образования.
  3. Модель работы психологической службы Дома детского творчества.
  4. Основные подходы к понятию психологического сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования.
  5. Пути реализации модели психологического сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования.
  6. Педагогическая позиция и стадии ее развития.
  7. Диагностика педагогической позиции.
  8. Основные формы работы по психологическому сопровождению процесса становления педагогической позиции.
  9. Структурно-уровневая модель профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
  10. Система реализации технологической модели психологического сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования.
  11. Влияние коллектива на профессиональное развитие педагога дополнительного образования.
  12. Оценка результативности модели психологического сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования.
  13. Качественный анализ динамики профессионального развития педагога дополнительного образования в условиях его системно-целевого психологического сопровождения.
  • Психологическое сопровождение взаимодействия Дома детского творчества с семьей. Научно-методическая разработка
  1. Схема взаимодействия педагогического коллектива и родителей в ДДТ.
  2. План проведения педагогического совета.
  3. Методические рекомендации для педагогов по сотрудничеству с различными категориями родителей.
  4. Трудный возраст, легкий возраст…Памятка по возрастным особенностям для педагогов и родителей.
  5. Родительский абонемент.
  6. Готов ли Ваш ребенок к школе? Тест для родителей на социально-психологическую готовность ребенка к школе.
  7. Знаете ли Вы своего ребенка? Тест для родителей на определение психотипа ребенка.
  8. Материалы газеты «Дом для творчества»:
  • Планы номеров–спецвыпусков для родителей
  • Словарик для хороших родителей
  • Берегите мальчиков!
  • Хорошее образование и здоровый ребенок – это совместимо?
С полным текстом разработки можно ознакомиться по следующей ссылке>>> 

Кафедра менеджмента образования и психологии