11 марта 2016 г.

Писхолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся

Рассматривая проблему особенности подросткового возраста в контексте самоопределения, Л. С. Выготский указывал на три аспекта созревания. Ранее в истории развития человеческого общества точки полового и социального созревания совпадали, тогда как половое органическое созревание наступало, как правило, через несколько лет. В современном ребенке все три линии развития разошлись. Сейчас мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое, и через некоторое время - социальное. Такое различие, по мнению Выготского, способствовало выделению подросткового возраста как особого периода между детством и зрелостью. Самосознание является одним из значимых элементов психологического склада личности, который регулирует деятельность и поведение человека. В подростковом и юношеском возрасте становление самосознания напрямую связано с формированием жизненной позиции и жизненной перспективы.

Никогда раньше подрастающее поколение не было на столь длительный срок отделено институционально от мира взрослых, никогда еще сочетание культурной самостоятельности и экономической зависимости не было таким драматичным и конфликтным, как в настоящее время. Отвоевав себе определенный пространственно-временной «отсек жизни», в котором можно быть относительно свободными от необходимости социализации и интеграции в общество, молодые люди остались один на один со своими внутренними проблемами. Это дало основания применить к этому периоду понятие «психологический мораторий».

В современном профессиональном мире существует разделение труда, и приходится с этим соглашаться, особенно при проектировании собственных жизненных планов. Пожалуй, самым сложным проектом можно назвать жизненное и профессиональное самоопределение, готовность к которому становится социальной необходимостью, параметром развития личности. В настоящее время определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция. Именно поэтому современное образование, как средство освоения мира, должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия окружающей действительности.

Какими были раньше цели и ценности профориентационной работы? Формирование социально необходимой модели будущего участника трудовых отношений и помощь ученику в выборе одного из типичных сценариев профессионального становления, прежде всего в условиях индустриальной экономики. При этом считали, что успешный профессиональный старт однозначно гарантирует успешность карьеры, а самый верный сценарий карьеры - это работа в одной и только одной профессиональной области. Изменения в экономике приводят к необходимости быть готовым к множественной карьере, изменениям видов профессиональной деятельности и профессиональному обучению или переобучению на протяжении всей жизни.

Развитие системы помощи молодым в принятии решения о выборе карьеры связано с именем Франко Парсонса, который в начале ХХ века определил в акте выбора три главных фактора:
  1. Четкое понимание себя, склонностей, способностей, ресурсов, ограничений и других личностных качеств.
  2. Знание о требованиях и условиях достижения успеха, преимуществ и недостатков знаний, выгод и препятствий, возможностях и перспективах в различных профессиональных направлениях.
  3. Взвешенное представление этих двух групп факторов.
Исследование вопросов о личных способностях, навыках и ценностях, профессиональных представлениях может проходить в форме работы с письменными заданиями, опросниками и психометрическими тестами. Важно понимать, что тесты и оценочные упражнения - не более, чем средство для стимулирования дискуссии и развития самопонимания.

Опросник профессиональных интересов может базироваться на 6 категориях Дж. Холланда, который выделил 6 типов людей - «реалистичный», «интеллектуальный», «конвенциональный», «предпринимательский», «социальный» и «артистический». Согласно этой теории, человек ищет и создает рабочее окружение, которое позволяет ему проявить свои личностные различия и ценности. Вторая модель структуры профессиональных интересов представлена в широко известной типологии Климова, связанной с предметным содержанием деятельности.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания