11 марта 2016 г.

Роль профессиональных качеств и умений учителя при реализации образовательных стандартов нового поколения

Основной целью образования Донецкой Народной Республики является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Одной из главных задач новых образовательных стандартов является формирование культуры мышления и практического действия учащегося. Достижение данной цели и решение задач возможно при условии наличия соответствующих качеств и культуры мышления у педагога.

Непрерывное образование учителя становится реальностью и необходимостью в условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом меняющих жизнь людей. Кроме того, информационное поле, обеспечивающееся средствами массовой информации, Интернетом, привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний и информации для школьника.

В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! 

Учителю важно осознать, что в общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы c задачей простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Ведь приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

В этой связи, безусловно, необходимым становится обеспечение эффективности повышения квалификации учителей, которая определяется возможностью учителя участвовать в управлении общеобразовательным учреждением, заниматься исследовательской, научной и экспериментальной деятельностью на основе социального партнёрства; возможностью и готовностью участвовать в различных профессиональных и творческих конкурсах, успешно строить свою карьеру, сохранить профессиональное долголетие.

Кроме этого, особую актуальность приобретает умение педагога формировать систему универсальных учебных действий, обеспечивающих учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создавать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; успешно усваивать знания, умения и навыки, формировать картины мира, компетентности в любой предметной области познания.

При реализации стандартов нового поколения учителю важно понять, что интеграция учебных предметов является одним из педагогических условий формирования универсальных учебных действий. Для создания коммуникационного пространства дополнительно к урокам необходимо проведение творческих мастерских, занятий элективных курсов с использованием индивидуальной и групповой работы, экскурсий, встреч с учеными. 

Таким образом, необходимо отметить, что образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина Донецкой Народной Республики, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность учителя обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Особенно высоки требования к учителям старшей школы. Учитель должен заниматься исследовательской деятельностью, осмысливать и описывать свой профессиональный опыт. 

Деканат факультета повышения квалификации, переподготовки и специализации педагогических кадров