5 апреля 2016 г.

Готовимся к родительскому собранию

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т. д.

Какие же ассоциации возникают у большинства родителей при упоминании о предстоящем родительском собрании? Отметки за четверть, поведение ребенка на уроках и… час-полтора потраченного времени. А ведь нередко подобное отношение к этому важному мероприятию формируется по причине неумения или нежелания классного руководителя должным образом подготовиться к проведению родительского собрания, из-за использования однообразных форм и методов взаимодействия с родителями. В нашей статье мы поговорим о том, как исправить эту ситуацию.

Как подготовиться к родительскому собранию
 
На начальном этапе подготовки педагогу необходимо определиться с тематикой собрания, его целями и задачами, формой проведения, основными этапами и способами взаимодействия с родителями. Далее можно приступать к изучению методической литературы, соответствующей тематике мероприятия. При необходимости на собрание приглашаются гости – представители администрации, педагоги-предметники, психологи, социальные педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних, медики-специалисты.

Бланк приглашения на родительское собрание с указанием плана мероприятия и перечня вопросов для обсуждения каждая семья должна получить за неделю до его проведения. Можно провести домашнее анкетирование родителей и использовать его результаты на собрании. Можно подготовить и раздать родителям оригинальные памятки, содержащие актуальную информацию по теме встречи. Педагогу важно продумать решение еще ряда вопросов организационного характера (встреча родителей, оборудование места для проведения мероприятия, подготовка тематической выставки и т.д.).

Назовем критерии, по которым можно определить степень эффективности родительских собраний:
  • заметно повышается активность родителей, они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов;
  • родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами, основанными на личном опыте;
  • увеличивается количество вопросов, которые касаются личности ребенка;
  • родители находят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.
Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи.

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр воспитания и развития творческой личности