Одним из подходов, заложенных в методологическую основу Государственного образовательного стандарта, является компетентностно-ориентированный подход.
Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать «количество образования» у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся.
В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности компетенции.
Существует огромное разнообразие видов компетенций.
Универсальными являются т.н. ключевые компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).
Ключевая компетентность выпускника школы представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.
С более подробной информацией по данной теме можно ознакомиться на блоге учителей биологии http://mastbiolog.blogspot.com/
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Отдел естественных дисциплин