6 июня 2016 г.

Моделирование воспитательного процесса в образовательных организациях

Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания.
Г. К. Честертон

Перспективное планирование работы образовательной организации является одной из важнейших функций управления. Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основные функции управления (А.Гаврилин):
  • планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
  • функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
  • руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
  • контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.


Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической системы, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить процессы обучения и воспитания школьников. Результаты исследования М.В.Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи следующие функции:
  • направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  • прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
  • координирующая, или организаторская, позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ответы на вопросы: кто, когда и что должен делать;
  • контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
  • репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
Виды планирования:
  • Перспективный план на учебный год.
  • Календарный (на семестр, месяц и т. д.).
  • План работы МО классных руководителей.
  • Планы работы классных руководителей.
  • План работ заместителя директора по воспитательной работе.
  • Планы работы кружков, клубов, объединений по интересам.
  • Планы работы ученического самоуправления.
Подходы к планированию

Можно выделить несколько подходов к планированию в общеобразовательных организациях: традиционный, по направлениям деятельности, программно-целевой, планирование по конечным результатам, тематический, авторский.

Под планированием воспитательной работы следует понимать процесс совместной деятельности педагогического, ученического коллективов, родителей, социальных партнеров по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в коллективе, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план – это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать принципы педагогического моделирования. К числу основополагающих идей и правил формирования идейных представлений о воспитательном процессе относятся принципы системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности (Е. Н. Степанов).

Более подробно с методическими рекомендациями по составлению плана воспитательной работы заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя можно ознакомиться по ссылке>>>

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр воспитания и развития творческой личности