Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Всякая ценность имеет смысл только по сравнению с другой, противостоящей ей. Ценности, которые постепенно усваиваются и принимаются человеком, выстраиваются в определенную иерархию. На её структуру влияет масса факторов: возраст, пол, особенности восприятия и мышления, условия и содержание воспитания, ценностный ряд семьи, близких и друзей и т.п.
Основы ценностных ориентаций начинают закладываться еще в период дошкольного детства. Ведущую роль в этом процессе играют взрослые (родители, педагоги, значимые для него люди), которые рассказывают ребёнку об окружающем мире, отвечают на десятки вопросов, учат устанавливать причинно-следственные связи.
С целью изучения особенностей морально-ценностной сферы личности применяют различные диагностические методики, которые направлены на выявление особенностей индивидуальной картины мира, её структурных элементов, приоритетных ценностных ориентаций. Однако они преимущественно нацелены на категорию младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Наиболее известные из них: проективная методика «Тест мира» (World Test) Ловенфельда, диагностика индивидуальной картины мира личности средствами психосемантических методов Е.В.Улыбиной, проективная методика предельных смыслов (МПС) Д.А.Леонтьева и др.
Существуют более удобные в обращении и разработанные специально для дошкольного возраста методики. Среди них методика «Картинки предметные» Н.Я.Непомнящей. Она направлена на выявление типа ценностности (ценностных ориентаций) у детей старшего дошкольного возраста.
С подробной инструкцией по организации обследования детей по данной методике и стимульным материалом к ней можно ознакомиться, перейдя по ссылке>>>
Кафедра дошкольного и начального образования