1 сентября 2016 г.

Профессиональное здоровье педагогов - главнейшая задача психологической оптимизации работы педагогического коллектива образовательной организации

Успешная реализация задач и перспективных планов в работе любой образовательной организации всегда является результатом эффективной управленческой стратегии, продуманного и психологически верного подхода к кадровой работе. Неспособность руководителя школы заинтересовать педагога в выполнении поставленных производственных задач способно привести к краху всей педагогической и административной работы. Поэтому успешный менеджмент в образовании - это, прежде всего, сложная система работы руководителя с педагогическими кадрами, это своеобразное искусство достижения результата посредством гармоничного взаимодействия не только с педагогическим коллективом школы, но и с детьми и их родителями. Как известно, эффективная стимуляция педагогического труда находится в прямой зависимости от степени мотивированности самого педагога, его моральной зрелости, личностной целостности и психического благополучия.


Именно поэтому в первом полугодии 2016-2017 уч. года сотрудниками кафедры менеджмента образования и психологии Донецкого РИДПО запланирована и проводится работа по созданию постоянно действующей системы проведения корпоративных тренингов для педагогического коллектива как самого института, так и всех желающих педагогов, заинтересованных в профессиональном долголетии и собственном профессиональном благополучии.

Тренинговая работа является гармоничным продолжением созданной сотрудниками кафедры на протяжении последнего ряда лет Концептуальной модели комплексной программы сохранения и восстановления психологического здоровья педагогов. Над созданием данной модели работали как научные сотрудники кафедры, так и все неравнодушные к решению проблемы профилактики профессиональных деструкций психологи-практики на местах, сотрудники психологических служб районных и городских отделов образования.

Тренинги ориентированы на стимулирование и поддержание эффективной педагогической работы применительно к таким сложным и наиболее характерным для современных образовательных систем сферам педагогической деятельности, как:
-         психологическая устойчивость и работа в условиях внедрения инновационных проектов и инновационных форм деятельности, нормативного и методического обновления;
-         оптимизация педагогического труда в рамках инклюзивных образовательных пространств;
-         работа со сложным в психологическом и медицинском отношении контингентом учащихся из групп «социального риска» (учащиеся с социально анормальным и делинквентным поведением, дети-сироты, дети из семей беженцев и пр.);
-         профилактика нервных стрессов и перегрузок как условие профессиональной стабильности в работе педагога

Оптимизация педагогического труда в этом отношении представляет собой сложное многофакторное воздействие на личность педагога как со стороны школьного психолога, коллег по педагогическому коллективу и администрации школы, так и со стороны самого «выгоревшего» педагога (психологическая самооптимизация).

Рассмотрению этих важных вопросов и возможностей организации антикризисного поведения педагога в условиях профессионального «выгорания» посвящены не только серии тренинговых занятий, которые проводятся с педагогами в рамках курсовой и межкурсовой подготовки, но и отдельные разделы будущей коллективной монографии с международным участием представителей кафедры гендера и социальной психологии Азербайджанского государственного университета: кандидата психологических наук Нагиевой Вафы Гейсер кизи, аспиранта кафедры Кулиевой Джамили Ариф кизи.

Отметим, что опыт подобного международного сотрудничества для Донецкого РИДПО не новый. На протяжении уже почти двух лет, начиная с 2014 года, коллектив кафедры гендера и социальной психологии активно сотрудничает, поддерживает и обменивается творческими идеями, планами и прикладными разработками с кафедрой менеджмента образования и психологии Донецкого РИДПО, участвует на правах приглашенных в проведении электронных международный конференций как на базе Донецкого РИДПО, так и на базе ДонНУ, что свидетельствует о международном признании и непосредственном научном интересе наших зарубежных партнеров к системе образования ДНР.

В честь праздника 1 сентября, Дня знаний, хочется пожелать всем научным и практическим деятелям в области теории и практики педагогической психологии огромных творческих успехов и вдохновения в дальнейшей совместной работе и высказать надежду на плодотворное сотрудничество в данной сфере деятельности.

Кафедра менеджмента и психологии