22 сентября 2016 г.

Как использовать динамические паузы на уроках естественного цикла для сохранения здоровья учеников?

Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации учебного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения их перегрузок.

Решение этой задачи будет иметь существенное значение для сохранения здоровья школьников.

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.

С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время.

Для этого необходимо особое внимание уделить введению динамических пауз (физкультминуток) на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.

Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.

Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, аудиозапись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение.

Требования к организации и проведению физкультминуток:
  • Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления: 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.
  • Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.
  • Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении.
  • Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
  • В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
  • Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
  • В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.
Рекомендации для учителя

Учитель должен:
  • Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
  • Знать основы терминологии физических упражнений.
С примерами динамических пауз можно познакомиться на блоге для учителей биологии http://mastbiolog.blogspot.com/

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин