Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Доказано, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Следует заметить, что для развития мотивации к учению важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание обучения выступает для обучающихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности, поэтому содержание каждого урока, должно быть глубоко мотивировано. Однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Остановимся на некоторых приемах создания мотивации:
- Прием первый: апелляция к жизненному опыту обучающихся.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо чтобы ситуация была жизненной и интересной, а не надуманной.
- Прием второй: создание проблемной ситуации
Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто открыл...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому материалу.
- Третий прием: ролевой подход и деловая игра.
В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих обучающихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у них. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
- Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются им либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.
- Пятый прием: игры и конкурсы.
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.
- Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания обучающихся можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность.
Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности.
Урок следует организовать так, чтобы школьникам было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные достижения обучающихся. Учитель поощряет и подкрепляет их достижения, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин