Мастер – человек, достигший высокого
искусства в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий
предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.
Википедия
С 13
по 18 марта 2017 г. на базе Донецкого республиканского института
дополнительного педагогического образования прошёл первый этап курсов повышения квалификации для учителей
русского языка и литературы в формате авторской
творческой мастерской по проблеме «Проектирование и достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения на уроках русского языка литературы
в условиях реализации ГОС основного и среднего общего образования»
(руководитель Л.В.Мельникова, заведующий ОРЯЛ).
Учителя-словесники из Амвросиевского и
Старобешевского района, гг. Ясиноватой, Кировского, Шахтёрска, Тореза,
Макеевки, Ждановки, Докучаевска и Донецка принимали активное участие в
занятиях, практикумах, творческих лабораториях по актуальным проблемам
современного образования в области филологии; прослушали цикл лекций о
текстоцентризме на уроках русского языка как факторе решения праксеологических
образовательных задач, стоящих перед современным учителем на современном уроке
(преп. Криворучко А.В.); о художественном психологизме и его
месте в школьном анализе литературного произведения (преп. Л.М.Ракитина), о
компетентностном подходе в образовании, об опыте и перспективах внедрения в
контексте новых Государственных образовательных стандартов (преп. Бухлова Н.В.);
об информационно-техническом и научном-методическом сопровождении аттестации
педагогических работников (преп. Адаменко В.С.).
Настоящим педагогическим открытием для
словесников стало знакомство с методикой Т.А.Лутовой, учителя МОУ «Специализированная школа № 18 с углубленным изучением
гуманитарных предметов г. Донецка», учителя-методиста, победителя
областного конкурса профессионального мастерства «Педагогический Х-фактор –
2012», лауреата Всеукраинского конкурса «Учитель года-2013», победителя
Международного конкурса «Хрустальная чернильница. Булгаковский урок-2016», обладателя
медали Н.В.Гоголя. Татьяна Анатольевна ознакомила учителей с технологией
субъективизации, провела практическое
занятие и смоделировала такое образовательное пространство, где у каждого
слушателя была возможность почувствовать себя языковой личностью, частью
занимательного и познавательного процесса. «Личность в языковом аспекте:
потребитель или творец?», «Лингводидактическая модель языковой личности», «Соавторство
и сотрудничество как основной принцип организации уроков с использованием
средств субъективизации», «Способы активизации мыслительной и речевой
деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием средств
субъективизации», «Разнообразие приёмов и форм обучения русскому языку
средствами субъективизации: интеллектуально-лингвистические упражнения
(«Лингвистическая селекция», «Лингвистический ремикс») как средство
интенсификации речемыслительной деятельности; «Текстовый полуфабрикат» в
системе уроков русского языка», «Интенсификация речемыслительной деятельности
на уроках русского языка как основное условие формирования языковой личности» –
круг вопросов, которые рассмотрела учитель-мастер вместе с
коллегами-словесниками.
На занятиях мастера 16 марта присутствовали и активно принимали участие в практикумах и
словесники, которые в 2016 г. получили дополнительное (к высшему)
образование «Филология Русский язык и литература»: Саенко Е.А., Политенко А.А.
(Донецк, Калининский район), Чебаненко О.Н., Овчаренко Л.А. (Старобешевский
район), Бронеславская И.В., Король Н.А. (г. Докучаевск).
Л.В.Мельникова ознакомила педагогов с новыми методиками
и технологиями в обучении во время лекции-диалога и практикума. Лариса
Васильевна рассказала о лингвистических задачах, новых форматах опорных
конспектов на уроках русского языка и литературы, предложила слушателям тренинг
по созданию сочинений инновационных жанров, проафишировала и вместе со слушателями
сценировала современный урок открытия новых знаний и развивающего контроля.
15
марта
в рамках АТМ состоялась встреча слушателей с учителем-новатором В.Ф.Шаталовым.
Виктор
Фёдорович пригласил словесников в свою творческую мастерскую и
поделился секретами педагогического мастерства.
Первый этап авторской творческой
мастерской завершён. Впереди – этап самостоятельной работы.
«Через
два дня заканчивается первая сессия, мы получили задание и встретимся уже в
октябре. А пока, даже сидя в аудитории, мысленно входим в свой класс, где
готовы пробовать, творить, создавать…» (Якушкина О.Н., МОУ Гимназия № 92
г. Донецка»)
«Узнала
много новых технологий, методик и приёмов работы, которые обязательно буду применять
на практике. В понедельник, например, предложу ребятам выполнить лингвистическую
задачу»
(Маханько Г.В.,
общеобразовательная школа № 19 г. Харцызска).
«Благодарю за насыщенную новыми и интересными материалами
программу курсов, за организацию незабываемых встреч с профессионалами,
творческими и одарёнными преподавателями. А встреча с Шаталовым В.Ф. оставила
неизгладимый след. Он зарядил своей жизненной энергией, творчеством и
талантом...
Спасибо всем огромное! Здоровья, мира и неиссякаемого
творчества. До встречи в октябре!» (Гайдамакина Л.А., МОУ «Школа № 54 г. Донецка»).
Кафедра
общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского
языка и литературы