20 марта 2017 г.

Завершился первый этап авторской творческой мастерской для учителей-словесников

Мастер – человек, достигший высокого искусства в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.

Википедия

С 13 по 18 марта 2017 г. на базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования прошёл первый этап курсов повышения квалификации для учителей русского языка и литературы в формате авторской творческой мастерской по проблеме «Проектирование и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках русского языка литературы в условиях реализации ГОС основного и среднего общего образования» (руководитель Л.В.Мельникова, заведующий ОРЯЛ).

Учителя-словесники из Амвросиевского и Старобешевского района, гг. Ясиноватой, Кировского, Шахтёрска, Тореза, Макеевки, Ждановки, Докучаевска и Донецка принимали активное участие в занятиях, практикумах, творческих лабораториях по актуальным проблемам современного образования в области филологии; прослушали цикл лекций о текстоцентризме на уроках русского языка как факторе решения праксеологических образовательных задач, стоящих перед современным учителем на современном уроке (преп. Криворучко А.В.); о художественном психологизме и его месте в школьном анализе литературного произведения (преп. Л.М.Ракитина), о компетентностном подходе в образовании, об опыте и перспективах внедрения в контексте новых Государственных образовательных стандартов (преп. Бухлова Н.В.); об информационно-техническом и научном-методическом сопровождении аттестации педагогических работников (преп. Адаменко В.С.).

Настоящим педагогическим открытием для словесников стало знакомство с методикой Т.А.Лутовой, учителя МОУ «Специализированная школа № 18 с углубленным изучением гуманитарных предметов г. Донецка», учителя-методиста, победителя областного конкурса профессионального мастерства «Педагогический Х-фактор – 2012», лауреата Всеукраинского конкурса «Учитель года-2013», победителя Международного конкурса «Хрустальная чернильница. Булгаковский урок-2016», обладателя медали Н.В.Гоголя. Татьяна Анатольевна ознакомила учителей с технологией субъективизации, провела практическое занятие и смоделировала такое образовательное пространство, где у каждого слушателя была возможность почувствовать себя языковой личностью, частью занимательного и познавательного процесса. «Личность в языковом аспекте: потребитель или творец?», «Лингводидактическая модель языковой личности», «Соавторство и сотрудничество как основной принцип организации уроков с использованием средств субъективизации», «Способы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации», «Разнообразие приёмов и форм обучения русскому языку средствами субъективизации: интеллектуально-лингвистические упражнения («Лингвистическая селекция», «Лингвистический ремикс») как средство интенсификации речемыслительной деятельности; «Текстовый полуфабрикат» в системе уроков русского языка», «Интенсификация речемыслительной деятельности на уроках русского языка как основное условие формирования языковой личности» – круг вопросов, которые рассмотрела учитель-мастер вместе с коллегами-словесниками.

На занятиях мастера 16 марта присутствовали и активно принимали участие в практикумах и словесники, которые в 2016 г. получили дополнительное (к высшему) образование «Филология Русский язык и литература»: Саенко Е.А., Политенко А.А. (Донецк, Калининский район), Чебаненко О.Н., Овчаренко Л.А. (Старобешевский район), Бронеславская И.В., Король Н.А. (г. Докучаевск).

Л.В.Мельникова ознакомила педагогов с новыми методиками и технологиями в обучении во время лекции-диалога и практикума. Лариса Васильевна рассказала о лингвистических задачах, новых форматах опорных конспектов на уроках русского языка и литературы, предложила слушателям тренинг по созданию сочинений инновационных жанров, проафишировала и вместе со слушателями сценировала современный урок открытия новых знаний и развивающего контроля.

15 марта в рамках АТМ состоялась встреча слушателей с учителем-новатором В.Ф.Шаталовым. Виктор Фёдорович пригласил словесников в свою творческую мастерскую и поделился секретами педагогического мастерства.

Первый этап авторской творческой мастерской завершён. Впереди – этап самостоятельной работы.

«Через два дня заканчивается первая сессия, мы получили задание и встретимся уже в октябре. А пока, даже сидя в аудитории, мысленно входим в свой класс, где готовы пробовать, творить, создавать…» (Якушкина О.Н., МОУ Гимназия № 92 г. Донецка»)

«Узнала много новых технологий, методик и приёмов работы, которые обязательно буду применять на практике. В понедельник, например, предложу ребятам выполнить лингвистическую задачу» (Маханько Г.В., общеобразовательная школа № 19 г. Харцызска).

«Благодарю за насыщенную новыми и интересными материалами программу курсов, за организацию незабываемых встреч с профессионалами, творческими и одарёнными преподавателями. А встреча с Шаталовым В.Ф. оставила неизгладимый след. Он зарядил своей жизненной энергией, творчеством и талантом...

Спасибо всем огромное! Здоровья, мира и неиссякаемого творчества. До встречи в октябре!» (Гайдамакина Л.А., МОУ «Школа № 54 г. Донецка»).

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания


Отдел русского языка и литературы