Современное учреждение дополнительного образования – уникальная образовательная среда, которая имеет самостоятельное социальное предназначение и характеризуется большой открытостью, способностью быстро реагировать на образовательные потребности ребёнка и социума, она представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг качества дополнительного образования позволяет обеспечить непрерывное слежение за состоянием образовательного процесса, прогнозировать развитие педагогических систем через организацию, сбор, хранение, обработку и распространение информации.
Программа внутреннего мониторинга образовательной деятельности, подготовленная учреждением дополнительного образования «Горловский городской Дворец детского и юношеского творчества», разработана с учетом используемых на практике диагностических материалов, представленных в приложении, которые стали основой для разработки данной программы.
Программа представляет собой один из вариантов моделирования организации и содержания мониторинга образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Представленная программа мониторинга разработана по основным направлениям деятельности учреждения: управленческая деятельность, научно-методическое обеспечение и качество образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Участниками мониторинга стали субъекты образовательного процесса: обучающиеся, педагоги, родители.
Проведенные исследования показали, что к проведению мониторинга качества дополнительного образования, педагогический коллектив, по мнению педагогов: «Вполне настроен» - 75%. 80% респондентов вполне удовлетворены своей профессией и 20% - профессия нравится, но не вполне удовлетворяет. Педагоги, начиная новое дело, чувствуют поддержку:
- в лице обучающихся - 60%;
- в лице коллег - 25%;
- в лице администрации -15%.
Обобщив результат мониторингового исследования обучающихся можно отметить 100% заинтересованность ребят в образовательной организации, они с большим интересом посещают занятия по выбранным направлениям.
- 90% обучающихся отметили предлагаемые направления деятельности необходимыми и интересными;
- 95% отметили привлекательность организации и сделали акцент на получаемые полезные знания, навыки, которые пригодятся им в жизни;
- 87% отметили доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях, и во взаимодействии с педагогом;
- 95% родителей отмечают, что в посещаемом их ребенком коллективе созданы все условия для развития его способностей. Посещая занятия, их дети приобретают знания и умения на будущее, готовят к самостоятельной жизни, дают возможность на самопознанию и саморазвитию, укрепляют здоровье их детей;
- 93% отмечают хорошие отношения между взрослыми и ребятами. В педагогах родителей привлекает профессионализм, интеллигентность, высокий рейтинг среди других педагогов, личные их качества и хорошее отношение к детям. Уровень комфортности образовательной среды организации дополнительного образования полностью удовлетворяет.
- 28 % родителей отмечают проблему территориальной удаленности учреждения;
- 10 % не до конца удовлетворены предлагаемыми направлениями.
На основании проведенных мониторинговых исследований разработана Концепция развития образовательной деятельности учреждения дополнительного образования «Горловский городской Дворец детского и юношеского творчества». Одним из важнейших условий реализации Концепции является всестороннее сотрудничество участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, коллектива преподавателей и администрации учреждения.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел мониторинга качества образования