Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Блок А.А.
Человек, стремящийся к успеху и регулярно работающий над собственным развитием, постоянно нуждается в новых знаниях и в необходимой информации, получить которые можно с помощью интернета, тренингов, семинаров, ну, и конечно из книг. В предыдущей статье «Электронные книги против бумажных – что лучше? http://donippo.blogspot.com/2017/03/blog-post_45.html мы обсудили положительные и отрицательные стороны электронных и бумажных книг.
Несмотря на развитие цифровых технологий, и новых форм изложения информации, умение читать книги «классическим способом» не теряет актуальности. Книги это самый доступный источник знаний и полезной информации, однако, это не значит что их чтение простое занятие. Книгопечатание – это целая наука. Чтение книг – наука не менее важная. Необходимо знать, как правильно читать книги!
Что должно остаться после того, как перевернулась последняя страница? Определённо, новые знания. Но, кроме того – ясное понимание «что и зачем», связи между отдельными фактами и целостная картина изученного материала. Как получить такой результат, рассказывает брошюра «Как читать книги?» Сергея Поварнина, русского логика и философа первой половины ХХ века.
А чего вы хотите от книги? Книгу можно читать, чтобы, к примеру, изучить новый раздел науки или найти ответ на вопрос. От этой цели, с которой мы обращаемся к книге, зависит и способ чтения. Чтобы разыскать информацию по вопросу, необязательно читать всё от начала до конца, а понять материал тяжело, если читать по диагонали. Поэтому, приступая к книге, необходимо сразу определить цель чтения и выбрать подходящий способ. Поварнин различает 4 таких варианта:
- Беглый просмотр – прочитать содержание, полистать книгу, обратить внимание на заголовки и некоторые выделенные отрывки.
- Неполное чтение – просмотреть содержание, найти интересующий раздел, внимательно его изучить.
- Полное чтение – прочитать книгу последовательно от начала и до конца без пропусков.
- С проработкой содержания – тщательно изучить книгу, «проработать», понять материал и сделать его «своим».
Чтобы проработать книгу, стоит изучать её в таком порядке:
- Предисловие. Здесь обычно «автор выясняет задачи, которые ставит книге». Прочитав его, можно понять суть и смысл написания книги.
- Введение. В этой части автор рассказывает о том, что нужно для понимания книги, приводит уточнения, подробности изложения. Введение уточняет главную цель книги.
- Оглавление. «Обыкновенно с его помощью мы можем, ещё не читая книги, узнать общий план её, основные рубрики, общее содержание, основные темы, в ней затронутые». Именно оглавление помогает постепенно переходить от общего к частному и раскрывает структуру книги.
- Заключение. Чрезвычайно важный пункт. Здесь чаще всего подводится итог выполненной работы, снова указывается смысл и план книги, и формулируется главная мысль книги.
- Основная часть. Чтение книги целиком, с тщательной проработкой материала.
Совет: после прочтения книги восстановите в памяти её содержание и смысл. Это помогает заметить недостаток понимания, почувствовать, какие места в книге пропущены и недостаточно разобраны.
Чтение с проработкой – трудоёмкий и непростой процесс. Редко получается его освоить с первого раза, зато даже небольшие первые шаги дают существенный скачок в понимании.
Сергей Поварнин перечисляет навыки, которые придётся развить для того, чтобы читать правильно:
- Сосредотачиваться на том, что читаешь.
- Выжимать самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи.
- Охватывать мысль автора вполне ясно и отчётливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей.
- Мыслить последовательно и осторожно — целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни.
- Наконец, воображать ярко и отчётливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают.
Правильное чтение книг — путь к уникальным знаниям, который ведёт человека вперёд и даёт возможности для улучшения жизни, профессионального и личностного самосовершенствования.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их
преподавания
Отдел информационного обеспечения образования