8 сентября 2017 г.

Какие особенности преподавания курса «Технология» в 9 классе?

Одной из задач Государственного образовательного стандарта в образовательной отрасли «технологии» есть создание условий для самореализации, предпринимательской деятельности и профессионального самоопределения каждого ученика. На практике это реализуется при изучении курса «Технология» в 9 классе.

Переход обучающихся в мир взрослых отношений – ответственный и важный момент для выпускников школы. Подростковый возраст – период становления личности, когда вчерашний ребёнок по-взрослому воспринимает окружающий мир. Наступает время, когда подросток определяет для себя жизненные цели, путь в будущее, своё место в этом сложном и большом мире. Готовность к выполнению новой социальной роли взрослого человека тяжело оценить без изучения представления молодёжи о своём будущем. Для того, чтобы оценить планы старшеклассников, необходимо иметь представление об жизненных целях и ожиданиях. Важно учитывать актуальные профессиональные намерения детей, основные мотивы выбора ими профессии, факторы влияния на профессиональное самоопределение молодёжи.
Данный курс является логическим продолжением программ трудового обучения для учащихся. Курс рассчитан на 35 часов.
Целью программы является: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становится основой выбора профессии; усвоение азов производственных отношений при разработке творческих проектов, выработка умений работать в производственном коллективе при изготовлении творческих изделий. Основными задачами курса «Технологии» в 9 классе являются:
  • формирование у учащихся умений самостоятельно искать и анализировать информацию о профессиях, моделях, изделиях, технологиях.
  • развитие начальных умений принятия обоснованных решений к построению индивидуальной профессиональной траектории и индивидуальной ответственности за её реализацию;
  • использование инновационных методов профориентационной деятельности учащихся;
  • осуществление межпредметных связей с другими учебными предметами;
  • создание изделий по своему проекту;
  • совершенствование навыков работы на оборудовании в школьных мастерских;
  • формирование навыков разработки чертежей или эскизов будущих изделий;
  • овладение навыками коллективной работы при изготовлении творческих проектов;
  • ознакомление с элементами производственного процесса при разработке и изготовлении творческого проекта.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
Стремительный переход общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной организации, поэтому профессиональное самоопределение школьников ‑ социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии, которое подкрепляется участием учащихся в разработке творческих проектов. Процесс разработки творческих проектов знакомит учащихся с основами производства, способствует совершенствованию технологических навыков и даёт возможность ознакомления с некоторыми производственными процессами.
Программа имеет модульную структуру и состоит из инвариантной и вариативной составляющих. Инвариантная составляющая «Профориентация» рассчитана на 16 часов и является единой для всех учащихся. В вариативную составляющую включаются один модуль по выбору учащихся. Каждый вариативный модуль рассчитан на 19 часов. В каждом из них предусмотрен резерв времени. Его рекомендуется использовать для ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся при изучении модуля. Эти часы также можно использовать для презентации творческих проектов, организации встреч с интересными рабочими, выставок-презентаций и т.д. Результатами изучения вариативных модулей должны быть готовые творческие изделия. Проекты учащиеся могут разрабатывать как индивидуально, так и в группе. Описательную часть проекта можно готовить в сокращённом варианте. Список модулей по выбору с программами к ним прилагается. Программа имеет практическую направленность. Поэтому на всех занятиях должна проводиться практическая работа. На неё выделяется не менее 75% учебного времени. Обязательно проводится инструктаж перед проведением практической работы. Уборка рабочих мест учащимися входит в практическую часть урока. Однако не исключаются случаи, когда на протяжении всего занятия изучается только теоретический материал. Такие занятия должны быть единичными. Оценивание учебных достижений учащихся проводится по пятибалльной системе по единым критериям оценивания учебных достижений учащихся по трудовому обучению.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий