22 ноября 2017 г.

Сказкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сказка – великая духовная культура
народа, которую мы собираем по
крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа.
А.Н. Толстой
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это сложный своеобразный контингент обучающихся, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР), с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, особенная роль отводится сказкотерапии – инновационной образовательной технологии, уже доказавшей свою эффективность.

Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования, в человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст – не одно тысячелетие. Однако в научном мире сказкотерапия имеет совсем юный возраст, и официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год в г. Санкт-Петербурге.
Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку, можно скорректировать негативные проявления в поведении ребенка.
Виды сказок, использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка – это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи также широко используют метод сказкотерапии. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Сказкотерапия помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия с использованием сказкотерапии проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционно-образовательном процессе занимает особенное место, ведь именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Предлагаем для ознакомления и дальнейшего применения в работе педагогам ДОУ (групп) компенсирующего (комбинированного) типа, педагогам начальных классов специальных и общеобразовательных организаций, педагогам инклюзивных образовательных организаций ознакомиться с подборкой информационных ресурсов, на которых представлены методические рекомендации и сборники сказок для проведения коррекционной работы с использованием сказкотерапии:
  1. Блог Ирины Зайцевой. Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем.
  2. Сайт педагога-психолога детского сада. Сказкотерапия.
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Депутатова Н.В. Сборник сказок для сказкотерапии с детьми дошкольного возраста.
  4. Сайт Богодяж Н. Методика сказкотерапии: какие сказки использовать.
  5. Детский портал baragozik.ru. Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей.
  6. Авторский блог «Практическая психология». Сказка, ее роль в жизни ребенка.
 
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования