Литература – это когда читатель
столь же талантлив, как и писатель.
М. Светлов
Литература есть самовыражение общества,
как речь есть самовыражение человека.
Луи де Бональд
17 февраля 2018 года состоится III (заключительный) этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе.
160 юных филологов 7-11-х классов, которые являются победителями муниципального / межлицейского этапа олимпиады текущего учебного года, победителями заключительного этапа Республиканской олимпиады предыдущего учебного года и продолжают обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, проверят уровень своих знаний по литературе.
Участники олимпиады будут выполнять четыре уровня заданий (всего 10): на проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи. Первый уровень заданий – респонсивно-репродуктивный (№№ 1-6): на проверку знаний по литературе (задания по курсу литературы за весь текущий и предыдущие годы обучения, а также на проверку круга чтения и общую культуру); второй – репродуктивно-конструкторский (задания №№ 7-8): на проверку уровня предметных компетенций обучающихся; умения выполнять анализ текста, а также решать литературные задачи; третий – творческий (задание № 9): написание сочинения объёмом от 0,5 до 1,5 страницы (обязательным условием является демонстрация круга чтения и культуры чтения), где проверяется уровень литературной компетенции и общей культуры, умение писать творческую работу, способность обучающегося к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество); уровень усвоения необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, сформированности аналитических интерпретационных умений, литературно-художественного и литературно-критического творчества; уровень подготовленности к самостоятельному общению с искусством слова; четвёртый уровень (задание № 10) – выразительное (художественное) чтение наизусть лирического произведения или отрывка их прозаического (драматического) текста по выбору участника олимпиады, где обязательным является знание автора и названия произведения; учащемуся предлагается объяснить выбор текста для чтения наизусть. Оцениваться выступление будет по следующим критериям: общая техника речи ребенка (дыхание, сила голоса (диапазон), тон (диапазон), дикция, соблюдение орфоэпических норм; интонирование чтения (громкость (адекватность содержанию), соблюдение логических и психологических пауз, логические ударения, темпоритм, мелодика (движение голоса по звукам), выбор эмоционального тона, тембровая окраска); невербальные средства выразительности (жесты, мимика, поза).
Время выполнения работы – 4 астрономических часа (10.00-14.00) письменный тур + устный тур: конкурс выразительного чтения наизусть (участие является обязательным; балл за выразительное чтение суммируется с баллом за письменную работу).
Объём сочинения – от 0,5 стр. в 7 классе, от 0,75 в 8 классе, от 1стр. в 9 классе, от 1,25 стр. в 10 классе, от 1,5 стр. в 11 классе. Максимальная оценка за этот уровень – 30 баллов.
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
1-й уровень: 6 заданий – 30 баллов.
2-й уровень: два задания – 30 баллов.
3-й уровень: одно задание – 30 баллов.
4-й уровень: выразительное чтение – 10 баллов.
В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
Учащиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны показать уровень овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература»). Так, перед выполнением задания №9 (сочинение) участникам олимпиады рекомендуется сначала внимательно прочитать формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Теперь пришло время задуматься: что можно или что хочется сказать на данную тему? Обязательно нужно составить план работы: определить проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать выводы. Еще лучше, если учащийся сумеет создать конфликт и попробует поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из художественной литературы должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Нужно не забыть проверить ошибки.
В ходе выполнения работ ученикам не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой, текстами художественных произведений, хрестоматиями, учебными пособиями, вспомогательными таблицами и гаджетами.
С целью организации качественной подготовки участников к выполнению заданий III (заключительного) этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ Задания, литературные задачи и др. можно найти в разделах «Олимпиады», «Для юных филологов», «Литература».
Место проведения олимпиады: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Специализированная школа с углубленным изучением гуманитарных дисциплин № 18 города Донецка" (директор Звягинцева И.М.). Адрес: г. Донецк, ул. Трамвайная, дом 36А.
Торжественное открытие – 17 февраля 2018 года в 9.30.
В 10.00 участники олимпиады приступят к выполнению заданий.
С целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования после 21 февраля текущего года на сайте Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования http://www.donippo.org/ и блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены эталоны ответов и ключи на задания III (заключительного) этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе.
С фотоальбомом олимпиады юных филологов можно будет ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы на странице «Олимпиада» http://kabruss.blogspot.com/2015/12/iii.html#more 18 февраля 2018 года.
Успехов вам, знатоки литературы! Творческого вдохновения вам, вдумчивые читатели! Достойных вам результатов и победы!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики
их преподавания
Отдел русского языка и литературы