В соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» задачи формирования целостной картины мира определены в образовательной области «Познавательное развитие». Реализация задач направлена на развитие познавательных навыков и умений («устанавливать связи между явлениями», «находить причины и следствия», «оценивать свое поведение» и т. д.), познание окружающей действительности и деятельности человека, изучение мира в единстве и целостности.
Образовательная среда, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенно и непрерывно познавать целостную картину мира с ее многообразными связями. Среда, в которой ребенок познает образ мира, должна соответствовать определенным педагогическим условиям.
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста целостной картины мира – это организация такой жизнедеятельности, которая способствует максимальной реализации ребенком своих потребностей и возможностей в процессе познания и преобразования окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности ребенок осваивает мир культурных человеческих ценностей, общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, свобода воли, долг, ответственность, ценность человеческой жизни, духовность. На воспитательный процесс влияет разнообразная среда, окружающие люди, их мысли, переживания, поступки, традиции. Таким образом, ребенок неосознанно сталкивается с необходимостью общения, чтобы разобраться в картине мира.
В дошкольном образовании педагогические условия представляют собой единство игровой, познавательной и художественной деятельности, при этом каждый из них выполняет определенную роль в процессе формирования образа мира у детей. В свободной самостоятельной игре, в художественной, трудовой и познавательно-исследовательской деятельности отчетливо проявляются ребенком способы выражения своего отношения к окружающей действительности, другим людям.
В современных научных исследованиях условия формирования целостной картины мира рассматриваются комплексно, в интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности.
Система комплексно-тематической образовательной работы с дошкольниками по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста представлена в методическом пособии «Формирование целостной картины мира в ролевых играх у детей дошкольного возраста», утвержденном Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования