30 мая всех выпускников одиннадцатого класса ждёт испытание – государственная итоговая аттестация по основным образовательным программам среднего общего образования. Для учащихся 11 классов этот экзамен будет первым. Одиннадцатиклассники будут писать изложение с творческим заданием. Пожелаем выпускникам общеобразовательных организаций Республики отличного настроения, творческого вдохновения и достойных результатов ГИА по русскому языку.
Напомним участникам ГИА основные требования к написанию изложения с творческим заданием и дадим рекомендации по подготовке к этому виду речевой деятельности.
Изложение является одной из основных форм проверки речевого развития учащихся. Это комплексная работа, с помощью которой проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся: коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка; навыки правописания — орфографические и пунктуационные.
Изложение – одна из основных форм проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся. Это вид творческой работы, в которой обучающиеся должны пересказать прослушанный им текст подробно, с изменением или без изменения лица рассказчика. При написании подробного изложения обучающиеся пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала. Объем изложений составляет 420-450 слов. За изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с творческим заданием).
Учитель или преподаватель дважды медленно зачитывает текст. Если в тексте есть имена собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, диалектизмы, преподаватели пишут их на доске.
Изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прослушано, а передать содержание как можно ближе к тексту (70% информации), не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
Модель творческого задания следующая: первое задание – «Напишите подробное изложение»; второе – «Дополните текст изложения...», «Продолжите текст изложения рассуждением...», «Введите в текст изложения описание...», «Поразмышляйте над проблемой...», «Сделайте выводы...», «Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора...» и т. д. Объём творческого задания – не менее 150 слов.
Работа над изложением во время государственной итоговой аттестации длится 210 минут (три с половиной часа).
За письменное высказывание выставляется одна отметка (изложение с творческим заданием). Сумма набранных баллов за содержание и за языковое оформление переводится в отметку, которая является итоговой.
Тексты изложений с творческими заданиями для государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в 11-х классах общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики предназначены для проверки уровня коммуникативной компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.
Проверяются умения: проявлять определённый уровень понимания темы высказывания; строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал; воссоздавать информацию подробно, сжато, выборочно; излагать материал логично, последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации; придерживаться темы высказывания; строить высказывание, компоненты которого подчинены изложению главной мысли; учитывать ситуацию общения и адресата речи; выявлять своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать своё видение проблемы; использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, уместно используя лексическое, грамматическое богатство языка.
Тексты представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: природа, язык, нравственные и эстетические категории, семья, искусство и т.п. Предлагаются тексты повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно); описания явлений природы, памятников, географических мест и т.д.; портретные характеристики; рассуждения по какому-либо вопросу (проблеме). По стилю это художественные, научные, публицистические тексты.
Рекомендуем учащимся написать накануне ГИА пробное изложение с творческим заданием по следующему алгоритму:
- Прочитайте текст 2-3 раза.
- Выясните значение непонятных слов в словаре.
- Обдумайте, о чём этот текст.
- Сформулируйте его тему и основную мысль.
- Озаглавьте текст.
- Составьте вопросный или тезисный план, включив в него ключевые по смыслу предложения каждого абзаца.
- Определите тип и стиль текста.
- Запишите словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
- Прочитайте текст снова.
- Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.
- После того как черновик написан, перечитайте его.
- Продумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено согласно плану. Сохранена ли вами композиция изложения? Есть ли начало, основная часть и заключение? Разделили ли вы текст на абзацы?
- Исправьте ошибки и недочёты.
- Теперь смело можете переписывать начисто.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Необходимо создать текст в соответствии с заданной темой; интерпретировать информацию, заложенную в тексте; логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть рассуждения; подобрать убедительные аргументы, создать аргументированное высказывание; выявить отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; осуществить выбор языковых средств в соответствии с заданием; оформить текст в соответствии с нормами русского литературного языка.
Алгоритм работы над творческим заданием
- Прочитайте задание.
- Продумайте свой ответ на задание.
- Аргументируйте свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) или опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
- Продумайте композицию творческой работы.
- Напишите творческое задание в объёме не менее 150 слов.
- Пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Предлагаем для анализа образец изложения с творческим заданием по тексту «О лесорубе, которому до всего было дело» (по Ф. Кривину), написанный учащимися одной из общеобразовательных организаций города Донецка.
В старину в одном городе люди потеряли улыбку. Никто не мог понять, откуда взялась эта странная болезнь. Местные лекари изо дня в день изучали причины её возникновения.
– Очевидно, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– Да нет. Это больше похоже на простуду, – возражал ему доктор Стрептоцид.
– Чепуха! – категорически заявлял профессор Пенициллин.
Но болезнь все быстрее распространялась среди местных жителей. Люди перестали радоваться весне, солнцу, становились угрюмыми и неприветливыми. На улицах вместо приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:
– Не твоё дело! Иди своей дорогой!
И вот однажды с гор спустился молодой Лесоруб. По дороге он увидел тонущего в реке человека.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, готовый броситься на помощь.
– Не твоё дело, иди своей дорогой! – угрюмо ответил утопающий. Лесоруб, не обратив на это внимания, мгновенно бросился на помощь и спас утопающего.
– Ты зачем сопротивляешься, когда тебя хотят спасти? Ведь ты мог утонуть!
– Да я ж не ожидал от тебя этого, у нас так не принято.
Удивился Лесоруб и пошел в город. На дороге он увидел толпу людей, которая собралась вокруг опрокинутой телеги старика. Люди стояли, возмущались, но помогать старику никто не собирался.
– Давай я тебе помогу! – сказал Лесоруб.
– Не твоё дело, – промычал старик, не поднимая головы.
– Да чего ж ты такой упрямый, вдвоем-то легче, да и люди помогут!
Но толпа начала расходиться. А так как всем пройти быстро не получалось, то многие подходили и нехотя помогали старику.
Вскоре весь город только и говорил о Лесорубе. Рассказывали, что он всем помогает, о каждом хлопочет. Этот рассказ вызывал на их лицах удивленную улыбку, но это была первая улыбка после эпидемии. Многие даже захотели составить Лесорубу компанию, так как с ним было весело и интересно.
Как-то утром профессор Пенициллин, рассуждая о проблеме эпидемии, выглянул в окно, и его постоянный ответ «чепуха» застрял у него в горле: по улице шли сотни улыбающихся людей. Он открыл рот, чтобы сказать свою любимую фразу: «Не мое дело», но его остановил Лесоруб.
– Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы, ведь она и есть главная причина этого странного заболевания!
Так закончилась эпидемия. Именно после того, как жители перестали говорить фразу «Не твоё дело», к ним вернулась улыбка и они стали весёлыми и приветливыми. А Лесоруб ушёл в горы: у него было много дел.
Владислав К.
Творческое задание
Объясните, почему люди города потеряли улыбку.
Улыбка – внешнее проявление радости. А значит, утрата способности улыбаться – лишь клинический признак гораздо более серьезного заболевания, как утрата способности к движению – симптом тяжелого поражения нервной системы. Только в случае потери улыбки это симптом не физического недуга, как полагали медицинские светила в притче Феликса Кривина, а признак немощи души.
По своей природе человек – существо общественное, потребность общения заложена в его натуре, и именно оно является важнейшим источником радости в жизни любого из нас. Не зря ведь Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». А в чем же состоит эта роскошь?
Конечно, не в пустопорожней болтовне, не в бездумном совместном времяпрепровождении. Истинная радость – в совместном проживании жизни, в соучастии в судьбе другого человека, в возможности ежедневной и естественной помощи ближнему, приносящей обоюдную радость.
Лесоруб, во время жизни в горах познавший истинное одиночество, хорошо знает цену человеческому общению и, конечно, не может смириться с «одиночеством в толпе», на которое обрекли себя жители города.
Причиной эпидемии стала глубоко безнравственная позиция «хаты с краю». Только в совместной жизни, в сострадании, милосердии, взаимовыручке осуществляется истинная радость человеческого бытия.
Диана Д.
Письменный экзамен проводится следующим образом:
Первое прочтение текста и его восприятие на слух.
Небольшая пауза (пять минут), сосредоточение на услышанном, наброски в виде записи ключевых слов, основной мысли, цепочки слов, фактов.
Второе прочтение текста учителем или преподавателем.
Написание черновика (план, который может быть выполнен в полном или сокращённом виде).
Редактирование чернового варианта (когда отмечаются трудные случаи, чтобы проверить написание слов в течение последнего часа перед сдачей работы).
Выполнение работы набело (когда работа аккуратно переписывается с соблюдением красной строки, правильным членением текста и т.д.). Обратите внимание на записи, сделанные учителем или преподавателем на доске: если в тексте есть имена собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, преподаватели запишут их на доске.
Самопроверка текста в течение последнего часа (около 60 минут).
Рекомендуемый алгоритм работы учащегося вовремя написания изложения с творческим заданием:
- во время чтения учителем или преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде);
- во время слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы;
- написать текст на черновике (основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы; помните, что при написании подробного изложения необходимо пересказать текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала, иногда близко к тексту, учитывая его стилистические особенности, иногда требуется изменить лицо рассказчика, озаглавить получившуюся работу;
- проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.
Помните, что за изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с творческим заданием), которая является средним показателем отметок за содержание и языковое оформление / грамотность работы.
Успехов вам, выпускники-2018!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы