10 февраля 2015 г.

Единое информационное пространство образовательного учреждения

В эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества единая информационная среда (пространство) становится одним из важнейших государствообразующих признаков и обязательным условием и характеристикой самого информационного общества. 

Единое информационное пространство является важным обязательным признаком и предпосылкой успешного формирования информационного общества, необходимым условием вхождения в мировое информационное сообщество.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. 

Иными словами единое информационное пространство состоит из следующих основных компонентов:
  • информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  • средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.

Наименьшей структурной единицей взаимодействия в образовательном пространстве выступает "учитель - ученик", наибольшей - мировое образовательное пространство.

В настоящее время можно говорить о том, что человек существует одновременно в различных информационных пространствах, некоторые из которых взаимосвязаны и взаимодополнительны, но другие - слабо связаны между собой или же практически автономны. Это могут быть, например, образовательные пространства школ, высших учебных заведений,  образовательное пространство внешкольных учреждений.

К информационному пространству учителя можно отнести его персональную страницу для работы с детьми или блог учителя.

Образовательное пространство школы может включать школьный сайт.

Каждое из упомянутых и используемых субъектами образования информационных пространств является подпространством единого образовательного информационного пространства. Эти подпространства интегрируются в единое образовательное пространство района, города, региона, страны. В плоскости пересечения всех названных образовательных пространств и сред формируется личностное образовательное пространство человека, его индивидуальное образовательное пространство.

В центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик, и только он. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т. д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие — управленческую. Основная идея создания единого информационного пространства учебного заведения — учебная, образовательная, воспитательная.

Таким образом, в настоящее время становится очевидным, что необходима дальнейшая модернизация системы образования и внедрения в образовательный процесс для эффективного наполнения информационно-образовательного пространства ресурсами учебно-методического, научного и нормативно-правового назначения и управления информационными потоками. 

Управление информационными потоками становится главным инструментом воздействия на образовательные учреждения всех видов и типов. К основным способам влияния на участников образовательного процесса, которые в современных условиях выходят на первый план, можно отнести:
  • электронный документооборот;
  • электронные СМИ;
  • информационно-образовательный портал управления образования;
  • база данных и система отчетности;
  • система сайтов районных и городских управлений (отделов) образования, объединенных в единую информационно-образовательную сеть. 

Методическое использование подобного коммуникационного инструментария будет способствовать оптимизации работы всех звеньев системы образования: от школ и детских садов до органов управления образованием. 

Информационное пространство будет эффективным, если оно станет открытым для общества, что в свою очередь даст возможность реализовать согласованные интересы граждан, общества и государства на комплексной и системной основе. Эффективное информационное пространство может быть создано и начнет развиваться на основе соответствующей государственной информационной политики, что обеспечит постепенное движение страны к построению информационного общества. Это движение должно опираться на новейшие информационные, компьютерные, телекоммуникационные технологии и технологии связи, развитие которых приводит к бурному развитию открытых информационных сетей, прежде всего Internet, что дает принципиально новые возможности международного информационного обмена и на его основе трансформации различных видов человеческой деятельности.

Так же дополнительную информацию относительно единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личного информационного пространства учителя можно просмотреть по ссылке: http://gigabaza.ru/doc/14533.html.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел информационного обеспечения образования