17 февраля 2015 г.

Непрерывность образования как обязательная составляющая педагогического процесса

О работе лаборатории «Преемственность в использовании педагогических технологий обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста».

В связи с переходом на новую гуманно-личностную парадигму образования понятие непрерывности образовательного процесса приобретает новое звучание и становится еще более актуальным. В научно-методической литературе, а также во всех образовательных программах подчеркивается необходимость ориентации педагогического процесса на полноценное  поступательное развитие ребенка и значимость непрерывности образования для гармоничного развития ребенка. Вместе с тем, в педагогической практике эта идея представлена хотя и достаточно многопланово, но не всегда однозначно. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств и т.д.) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Успешность реализации принципа преемственности определяется теоретической позицией, с которой анализируется проблема, и, как следствие, системным пониманием реализации его на практике. Реализация принципа преемственности в современной системе образования предполагает разработку единой образовательной стратегии для всех ее звеньев. Многообразие предложенных на практике вариантов реализации принципа иногда затрудняет построение целостного образовательного процесса, направленного на обеспечение поступательного развития ребенка.

В Донецком институте последипломного педагогического образования с начала 2015 года начала работу лаборатория, исследующая вопросы преемственности в использовании педагогических технологий обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, целью которой как раз и является разработка  научно-методического сопровождения непрерывного образования.

В работе лаборатории на сегодняшний день принимают участие три дошкольных учреждения, две школы (общеобразовательная и лицей), два методических центра. Все субъекты лаборатории имеют интересный и разнообразный опыт по реализации преемственности в обучении. А задача нашей совместной работы - научно обосновать и представить уже имеющийся результативный опыт, выработать наиболее общие рекомендации по данному направлению, чем способствовать повышению эффективности непрерывного развития личности.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания