16 марта 2015 г.

Интересные формы выставочной деятельности библиотеки

В ряду различных форм рекламы книги, популяризации книжного фонда, выставки занимают особое место. Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Каждая выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего ее. Это выражение мировоззрения ее творца, его жизненного опыта, отношения к людям и к себе.

Выставка – это всегда творчество. «Что я хочу сказать людям и миру, как я могу выразить себя через книги?» – вот, что должно волновать библиотекаря, который готовит выставку. Только тогда, когда присутствует личностное начало, выставка будет иметь успех.

Книжные выставки – это почти всегда своеобразная визитная карточка библиотеки, по ним судят не только о фонде, но и о самом стиле работы.

Очень важно помнить о дизайне выставки. Дизайн имеет свои правила, соблюдая которые, можно сделать выставку привлекательной и интересной.

Цветовое решение выставки. Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний. Желательно использовать при оформлении не более трех цветов, иначе выставка получится не яркой, а пестрой. Наиболее удачно сочетаются:
  • черный с желтым;
  • черный с оранжевым;
  • черный с золотым или серебряным;
  • красно-бело-синий;
  • белый на синем;
  • белый на красном;
  • белый на зеленом.
В последнее время получили большое распространение в библиотеках России так называемые «нетрадиционные выставки», которые не только привлекают внимание к представленным изданиям, но и активизируют познавательную деятельность читателей, вызывают всплеск эмоций.
Нетрадиционные выставки – это возможность выйти за рамки стандарта, воплотить в жизнь свой оригинальный, не похожий на другие, проект, использовать игровую природу визуальной культуры.

Главным в нетрадиционных выставках оказывается не только сама по себе книга (и цель выставки не только – информация), а ее подтекст. Смысловой доминантой организации подобных выставок является создание целостного образа.

На эти выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие ее в качестве фона.

Аксессуары можно подразделить на:
  • знаковые: цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов;
  • художественные: картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты;
  • предметные: предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.);
  • декоративные: цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;
  • конструкционные: различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности: подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.
В процессе работы над нетрадиционными книжными выставками (НКВ) значительно расширилась их типология. Появились выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -демонстрации, -факты, -дискуссии, -предостережения и др.

Познакомимся с наиболее интересными из них:
  1. Выставка-вопрос: Чтобы подготовить эту выставку, необходимо провести предварительную работу по сбору занимательных вопросов, их систематизации по темам. Затем подобрать книги, периодику, в которых даны объяснения, ответы на эти вопросы. На выставке нужно поместить текст вопроса, а рядом – книги, отвечающие на этот вопрос (например, «Что оставим потомкам?» – книги по экологии; «Читатель спрашивает, книга отвечает» – разные вопросы).
  2. Выставка-полемика (выставка-спор) (читальный зал): Цель – помочь читателю в формировании мировоззрения, донести до него интересный, дискуссионный материал. Рассчитана на широкие круги читателей, прежде всего, на молодежь. Из последних книг, журналов, газет нужно выбрать наиболее интересный полемичный материал. Этот материал помещается в центр выставки, под заголовком, а вокруг нее по обе стороны дать рецензии из периодики по различным точкам зрения на данное произведение или тему. Активное использование цитат из представленной на выставке литературы, предложение читателям высказать свою точку зрения (с помощью карандаша и бумаги). Название выставки может содержать в себе вопрос или сомнение, например: «Дети Арбата» – художественный вымысел или «объективный взгляд»? «Человек и природа: союзники или враги?» (экология).
  3. Выставка-кроссворд: носит досугово-просветительский характер. Предназначена, в основном, для детей, молодежи, хотя может привлечь и взрослых. Нужно составить кроссворд, оформить его на листе бумаги и поместить на выставке. Здесь же – словари, энциклопедии, справочники, в которых содержатся ответы на вопросы кроссворда. Для удобства читателей можно сделать ксерокопии мини-кроссворда. Первому читателю, отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир. Очень важно, как и в каком виде оформить выставку. Многое зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной культуры библиотекаря, его мироощущения и даже настроения. И тогда, рядом с книгами и журналами встанут предметы, символизирующие тему.
  4. Выставка-икебана: На этой выставке обязательно нужны живые и засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных цветам. Можно дополнить репродукциями натюрмортов или картинами. Названия выставок: «Цветы – наши нежные друзья»; «Цветы нам нежно улыбались»; «Мир цветов, прекрасный и таинственный»; «Есть в травах и цветах целительная сила».
  5. Выставка-подарок. Оформлена с использованием природного материала, например: «Байкал – озеро сказки» - на выставке – ветки кедра, шишки, камешки. А на выставке: «Люблю тебя, мой край донской!» можно использовать ковыль, «перекати поле», степные цветы, татарник и т.п.
  6. Выставка-посвящение – подснежнику – «Первый весенний цветок», (подснежник присутствует на выставке), березе – «Березка, береза, березонька» – (ветки березы, литература о ней, стихи). Все эти выставки оформлены с элементами фитодизайна.
  7. Выставка-поиск. Чтобы школьники, завтрашние студенты, были с каталогами и картотеками библиотеки на «ты», можно разработать выставку-поиск, например: «История России в лицах: от Рюриковичей до Петра», выставить на обозрение лишь часть литературы, которая есть в библиотеке, пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 минут с помощью каталогов и картотек найти всю недостающую литературу и разместить ее на витрине выставки.
  8. Выставка-викторина. Если вы ставите целью знакомство юных читателей со словарями, справочными и энциклопедичными изданиями, то тогда можно оформить выставку-викторину: «Где найти ответ?». Например, «Картина Джорджоне и опера Серова посвящены одной женщине. Кому именно?», «Что такое эскалоп?», «Известно, что 1-ым президентом Греции был российский подданный. Кто?» и др. вопросы.
  9. Озвученные книжные выставки. а) Текст обзора, беседы у книжной выставки, записывается на аудиокассету, желающие могут потом прослушать ее с помощью наушников, или для группы читателей. б)  Проводится обзор представленной литературы на радио, телевидении. в)  Читателям предлагаются аудио-, видеоматериалы, имеющиеся в библиотеке по данной теме.
  10. «Говорящие выставки». (Не путать с озвученными выставками) Это выставки-обзоры, где музы всех искусств представлены в единстве. Например, разговор о поэзии продолжают живопись, музыка. Проходят они в рамках одной темы: «Мировая художественная культура».
  11. Выставка-витрина. Эта выставка состоит из 2-х частей. В одной из них демонстрируются предметные аксессуары, а в другой – книжные материалы. Например, выставка «Зеленая аптека» демонстрирует лекарственные растения и книги о них. То же самое выставка «Природные врачеватели», или «Лекарственные растения сада».
  12. Выставка-совет. Она представляет книги, отвечающие на вопросы читателей («Домашнему мастеру», «Как заготовить продукты впрок», «Учиться шить» и т.п.). Пример выставки-совета: «Ах ты, баня моя, да баня русская!». Кроме очень броских заголовков, традиционных книг и статей, советов как париться, какой веник выбрать и т.п., тут же выставку украшает джентльменский набор парильщика: дубовые и березовые веники, напитки, утоляющие жажду знатоков бани.
  13. Выставка-демонстрация. Нетрадиционная выставка: «Вечерком за чайком» - все возможные самовары. Разговор о всевозможных сортах чая, способах заварки, о чае успокаивающем, бодрящем, лечебном заговорном и т.д.
  14. Выставка-коллаж. Главное назначение ее – привлечь внимание читателей. Она скорее носит рекламно-информационный характер. Тема обычно берется широко, например, «Я – молодой», в рамках коллажа группируются отдельные подтемы (мода, увлечение музыкой и т.п.). Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал: вырезки из газет и журналов, цитаты и заголовки. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой может быть информация, объявление, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, поступивших в библиотеку.
  15. Выставка-вернисаж. Она предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках-авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве. Выставка может быть персональной или представлять школу художников, тему в изобразительном искусстве, предполагает использование цитат, антуража (краски, кисти, холсты).
  16. Выставка-открытие. Какой-то новый материал, тема под новым углом, какие-то исследования и открытия – вот что лежит в основе этой выставки. Пример: «Свет малой родины» (история нашего города, библиотеки, новые факты и данные, новые материалы).
  17. Выставка-вдохновение. «Моя икона – женское лицо» – полезные советы о красоте и здоровье, о красивых женщинах, об уходе за лицом, стихи, посвященные женской красоте.
  18. Выставка-ситуация. Читателям предлагается самим предложить книги на выставку: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие», «Эту книгу я возьму с собой в поход» и т. д.
  19. Выставка-тест для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагает наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
  20. Выставка одного портрета. На выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас...» (о М. И. Лопухиной).
  21. Выставка-диспут. Предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем их социального развития, оказания помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».
  22. Выставка-бенефис читателя. Например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через близкие интересы. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знания).
  23. Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные растения ... района».
  24. Выставка-хобби. Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а также и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме – это просто», «Наши руки не для скуки» и др.
  25. Выставка-сказка готовится вместе с читателями-младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Всё это вместе с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.
  26. Авторская выставка. Новая форма выставочной работы. «Авторская выставка» выражает творческую индивидуальность конкретного библиотекаря. При этом, не меняя основную цель выставки,–популяризацию книжного фонда, авторская выставка гармонично активизирует общекультурные и профессиональные знания библиотекаря.Примеры авторской выставки: «Весны чарующая сила», «Золотая симфония осени», на которых представлена литература не только об этих временах года, стихи, песни, поговорки, загадки, народные приметы, но и о художниках, репродукции их картин, композиторах и их произведениях, посвященных весне, осени. 
  27. Выставка-адвайзер (выставка-консультация). В переводе с английского «adviser» – советник, консультант. Пример выставки-адвайзер: «Что читать современной молодежи?», «Как выбрать профессию?» (по профориентации) и др. На такого рода выставках обязательно должен быть представлен методический материал: консультации, рекомендации, памятки по теме выставки. Обзор этой выставки перед аудиторией тоже проводится в форме консультации.
  28. Внутриполочные выставки. Они невелики по объему (5 – 6 названий книг) и по продолжительности (7 – 10 дней). Помогают раскрывать фонд, его отделы. На пустых полках книжного фонда абонемента расставляются книги из раздела, где находится книжная полка. Экспонируются как новые издания, так и незаслуженно забытые книги.
Особое внимание следует уделять рекламе выставки – от этого во многом зависят успех и эффективность выставки. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей.

Используются различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, на радио, наружная реклама (афиши, плакаты на улицах), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты).

Необходимо задействовать также сайт или блог библиотеки. Если тема выставки продолжает оставаться актуальной и востребованной читателями, выпускается каталог. Самой интересной, эффективной и в то же время самой сложной и трудоемкой формой представления выставки является ее премьера или презентация.

Необходимо вести тетрадь учета выставочной деятельности для того, чтобы после окончания демонстрации выставки определить её эффективность.

В тетради записываем:
  • Тема выставки;
  •  Исполнитель;
  • Место проведения;
  • Продолжительность работы выставки;
  • Сколько материалов на ней представлено;
  • Какова её посещаемость;
  • Количество книговыдач с выставки;
  • Количество просмотренных материалов;
  • Отзывы, предложения по выставке;
  • Коэффициент использования (Q). Он высчитывается следующим образом: Количество взятой (выданной) литературы делится на количество представленной на выставке. Можно определить - какая самая популярная выставка.
В последние годы для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование, которые помогают выявить интересы и потребности читателей, позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.

Кафедра менеджмента образования и педагогических инноваций
Информационно-библиотечный центр