3 апреля 2015 г.

«Клуб коучинга» – это мотивация саморазвития

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс А.
02 апреля 2015 г. состоялась областная методическая мастерская «Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства современного педагога-словесника», участниками которой стали методисты МК(Ц), занимающиеся предметами гуманитарного цикла, руководители рай (гор) МО учителей русского языка и литературы, мировой литературы, представители кафедр областных лицеев-интернатов из гг. Донецк (Калининский, Киевский, Кировский, Куйбышевский, Петровский, Пролетарский районы), Торез, Амвросиевского и Старобешевского районов, Республиканского лицея с усиленной военно-физической подготовкой.

Второе заседание было посвящено вопросу коучингового сопровождения пропедевтики ГИА, ЕГЭ, ВНО. По ходу работы мастерской участники освоили базовые коучинговые навыки (создание доверительных отношений, глубинное слушание, умение задавать эффективные вопросы); овладели основными техниками коучинга, направленными на поддержание и развитие способностей человека, использование возможностей обучения для саморазвития, помощь учащимся в овладении навыками учения и саморазвития; научились ставить цели и выстраивать технологию их достижения; проработали собственные цели с помощью направленного поиска решения; сделали попытку применять на практике современные методы творческой командной работы; разработали детальный план внедрения коучингового подхода в деятельность школы и методического объединения учителей-словесников.

Участники постигали философию и принципы коучинга, моделировали содержание коучингового сопровождения ГИА, вносили коррективы в методические рекомендации по проведению ГИА в текущем учебном году, апробировали новые формы контроля над уровнем коммуникативной компетенции учащихся – чтение и понимание текста, сочинение по прочитанному тексту и, по сути, стали участниками клуба коучинга, где главное – это саморазвитие.

С материалами занятия можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ 

Создание коуч-среды в образовательном учреждении позволило целенаправленно и эффективно решать проблемы компетентностного подхода в обучении, осмысленного перехода на новые стандарты, реализации индивидульно-личностного развития обучающихся и педагогов.

Однозначно то, что только педагог, понимающий необходимость перемен, принимающий основные положения инновационного подхода, работающий, исходя из принципов коучинга, может достичь планируемых результатов. Необходимо кардинально менять подходы к организации образовательного процесса в школе и к формированию образовательной среды в целом.

В рамках новых требований к результату образования в школах формируется коуч-среда. Ее создание в образовательном учреждении предполагает новые концептуальные подходы к профессиональной компетенции педагогов. Уже сегодня педагогическое взаимодействие строится через следующие формы сотрудничества:
  1. Обучение педагогов принципам и навыкам коучинга (тренинги, семинары).
  2. Разработка стратегии развития образовательного учреждения (педагогический совет в коуч-стиле).
  3. Внедрение коучингового подхода в урок. Обмен опытом учителей-предметников по апробации инновационного подхода в обучении.
  4. Коуч-марафон для обучающихся в рамках классно-обобщающего контроля, сопровождения в адаптационный период.
  5. Коуч-сессии для обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ, ГИА, самоопределении и профориентации.
  6. Коуч-стиль при проведении педагогического совета, методического совета, заседаний творческих групп, работы лабораторий, родительских собраний.
На первом этапе создания коуч-среды в образовательном учреждении главными и значимыми результатами являются следующие: создание доверительных отношений между педагогами и обучающимися; положительный эмоциональный настрой в каждом начинании; инициатива со стороны обучающихся; мотивация на достижение результата; возможность раскрытия потенциала обучающихся, которые по ряду причин не проявляли себя в той или иной деятельности для педагогов, сверстников; выстраивание индивидуальных маршрутов с целью развития личностного потенциала и педагогов, и учеников; участие и победа учеников в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях; вовлеченность большинства педагогического состава в проектную деятельность (что являлось одной из задач первого этапа); разработанные микропроекты и программы коуч-сопровождения; удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в ОУЗ; готовность кадровых ресурсов к внедрению новых стандартов образования.

Несмотря на общность педагогической позиции относительно наставника, советчика, организатора отношений (тьютора) и партнера, фасилитатора (коуча) сущностная характеристика этой поддержки и сопровождения у них различна. Сравнивая и обобщая признаки типов учителя, осуществляющего персонифицированную поддержку ребенка в обучении, можно ясно увидеть отличительные признаки коуча.

Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.

Особенностью коучингового подхода в реализации этих технологий является диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования, четырех вопросов планирования и реализации урока.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы