29 мая 2015 г.

Оценивание способности профессионального самоопределения

Очевидно, что количественная оценка (если таковая может существовать)  оказывается противоречивой. Значительно более достоверной является качественная оценка, основой которой является  субъективность преподавателя, конструируемая в результате психолого-педагогического наблюдения за деятельностью учащегося при выполнении им различных, в том числе, творческих заданий.
Способность учащихся к профессиональному самоопределению, возможность проектирования учащимися жизненных и профессиональных планов, возможны только при успешном умении справиться со следующими стандартными задачами:

- подробный рассказ по картинке с сюжетом о трудовой деятельности людей разной квалификации (характер и условия работы, психологические особенности, уровень образования и др.);
- формирование массивов вопросов о видах трудовой деятельности, профессиях и путях их получения;
- формирование информационных запросов при проектировании профессиональных планов по выбору профессии и учебного заведения;
- ознакомление с библиотекой психологических тестов и диагностик, личный опыт их использования;
- имитирование поиска работы, приема на работу, увольнения.

Способность к профессиональному самоопределению также характеризуют:

- устойчивый интерес к проблеме проектирования личного профессионального плана, стремление увеличить его информационное обеспечение;
- посещение дней открытых дверей, выставок «Образование и карьера»;
- знакомство со специальной литературой по профориентации, трудоустройству, трудовому праву, социологии труда;
- получение дополнительных консультаций преподавателей, профориентаторов, психологов;
- значимые достижения при выполнении проектов и других творческих заданий, демонстрирующие сформированные области интереса к определенным видам деятельности.

Проблематичность известной триады ХОЧУ-МОГУ-НАДО учащиеся не воспринимают. Им кажется, что достаточно захотеть стать таким-то специалистом, чтобы смочь приобрести желаемую профессию.

Учащиеся 9-х классов проектирование планов связывают с надеждами продолжить образование в 10-м классе средней школы. Лишь единицы из них рассматривают вариант возможного оставления школы, но они не ищут психолого-педагогической поддержки при поиске оптимального решения в такой ситуации.

Отсюда можно сделать вывод  о необходимости  насыщения информационного поля и организации игровых ситуаций, имитирующих построение жизненных и профессиональных планов (выбор учебного заведения, поиск работы, прохождение тестирований и др.).

В более сложном положении оказываются учащиеся 11-х классов, большинство из которых проектирование профессиональных планов ограничивают выбором высшего учебного заведения, факультета и специальности. При этом они самым важным считают поступление, тратя на  это максимум психической и интеллектуальной энергии, свободного времени. 

Обычно они имеют весьма поверхностные представления не только о возможной будущей профессиональной деятельности, психологических особенностях профессии, но и о характере учебной деятельности, содержании образования.

Среда профессионального самоопределения выпускных классов должна включать информационную поддержку, проведение тестирований и обсуждения сценариев реального выбора при изменяющихся условиях.  

Отсюда можно сделать вывод – жизнедеятельность человека, включая профессиональную, представляет собой череду исполняемых творческих проектов (проб), однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания 
Отдел технологий