7 мая 2015 г.

Компетентностный подход в преподавании русского языка: некоторые аспекты

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется на основе компетентностного подхода, который базируется на «деятельностном» содержании образования. При этом подходе акцентируется внимание на способах деятельности, общеучебных и предметных умениях и навыках.

Реализация  компетентностного подхода предполагает существенные изменения в теории, методологии и методике преподавания учебных предметов. Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, обеспечение формирования  и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Изучение русского языка на современном этапе обеспечивает овладение  умениями распознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность  в  необходимых  случаях  давать  исторический комментарий к языковым  явлениям; оценивать языковые явления  и  факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и  ситуации  общения;  разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Ученик обучается умению применять полученные  знания и умения в собственной речевой практике.

Важной составляющей в изучении языка является  лингвистический анализ  текста.  Большое значение придается развитию  и совершенствованию  навыков  самоконтроля,  потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Усиление  коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими  условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней  среде и активно в ней функционировать. 

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус,  являются  коммуникативные  универсальные учебные  действия,  которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,  партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и  сотрудничество  со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных универсальных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов —  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов –  выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие  решения  и  его реализация; управление  поведением  партнера  — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в  соответствии  с  задачами  и условиями  коммуникации;  владение  монологической  и диалогической  формами  речи  в  соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами  русского языка.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают умения формулировать проблему, выдвигать аргументы,  строить  логическую  цепь рассуждения,  находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных  источников;  определять основную  и  второстепенную  информацию,  осмысливать цель  чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.

Регулятивные универсальные учебные действия  - умения ставить и адекватно формулировать цель  деятельности,  планировать  последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Основные компоненты  функциональной  грамотности  базируются  на видах  речевой  деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского  языка  в  школе.  Формирование  функциональной грамотности, совершенствование  речевой  деятельности учащихся строится на  основе  знаний  об  устройстве русского  языка  и  об  особенностях  его  употребления в разных условиях общения. 

Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты,  но  и  на  воспитание  речевой  культуры, формирование  таких  жизненно  важных  умений,  как использование  различных  видов  чтения,  информационная переработка  текстов,  различные  формы  поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и  нормами  литературного  языка  и этическими нормами общения.

Практика показывает, что наиболее эффективными в  реализации  новых подходов к преподаванию русского языка являются современные педагогические технологии,  ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие. При проектировании урока учителем планируется деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель – организатор, консультант, координатор, дирижёр урока.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и др.

Эффективным является решение компетентностно-ориентированных или ситуационных заданий, которые позволяют представить, как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации. 

Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ и др. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, беря из нее только отдельные приемы. Такой подход  является педагогически не верным.

Таким образом, новые профессиональные задачи учителя–словесника  в  условиях  внедрения  компетентностно-ориентированного подхода таковы:
  1. Использование компетентностного подхода в преподавании русского языка как основы достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
  2. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения русского языка.
  3. Использование современных форм и видов контроля знаний по русскому языку  в  соответствии с требованиями новых стандартов. 
  4. Использование приоритетных видов учебной деятельности: рецептивной,  репродуктивной, продуктивной,  поисковой,  исследовательской; разнообразных  методов  и форм, взаимно дополняющих друг  друга  (стандартизированные  письменные  и  устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания