Обучение русскому языку в современной школе осуществляется на основе компетентностного подхода, который базируется на «деятельностном» содержании образования. При этом подходе акцентируется внимание на способах деятельности, общеучебных и предметных умениях и навыках.
Реализация компетентностного подхода предполагает существенные изменения в теории, методологии и методике преподавания учебных предметов. Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, обеспечение формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Изучение русского языка на современном этапе обеспечивает овладение умениями распознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Ученик обучается умению применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Важной составляющей в изучении языка является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных универсальных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают умения формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.
Регулятивные универсальные учебные действия - умения ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Практика показывает, что наиболее эффективными в реализации новых подходов к преподаванию русского языка являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие. При проектировании урока учителем планируется деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель – организатор, консультант, координатор, дирижёр урока.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и др.
Эффективным является решение компетентностно-ориентированных или ситуационных заданий, которые позволяют представить, как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.
Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ и др. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, беря из нее только отдельные приемы. Такой подход является педагогически не верным.
Таким образом, новые профессиональные задачи учителя–словесника в условиях внедрения компетентностно-ориентированного подхода таковы:
- Использование компетентностного подхода в преподавании русского языка как основы достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
- Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения русского языка.
- Использование современных форм и видов контроля знаний по русскому языку в соответствии с требованиями новых стандартов.
- Использование приоритетных видов учебной деятельности: рецептивной, репродуктивной, продуктивной, поисковой, исследовательской; разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания