Человек без воспитания ‒ тело без души.
Народная мудрость
Воспитание ‒ великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Народная мудрость
Воспитание ‒ великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Одна из важнейших функций любого учебного заведения - воспитание подрастающего поколения.
Воспитательную работу в общеобразовательной школе проводят все, но в первую очередь за нее отвечает классный руководитель, так как именно он находится в постоянном, тесном контакте с учениками и их родителями.
Чаще всего с большинством родителей учащихся своего класса классный руководитель встречается на родительских собраниях, где решаются все вопросы, связанные с жизнью класса.
Для молодых педагогов подготовка к родительскому собранию и его проведению всегда сопряжена с некоторыми трудностями.
Часто бывает так, что классный руководитель на родительском собрании говорит только об успеваемости учащихся и об их поведении. Но родителей нужно заинтересовать не только учебой, дисциплиной ребенка, но и интересной, познавательной беседой, чтобы они могли повысить свой уровень знаний по психологии, педагогике и каждый раз приходили на собрание с целью узнать что-то новое.
Полезную информацию при выборе тематики родительских собраний можно получить на сайте центра социализации, воспитания и дополнительного образования школьников Донецкого ИППО http://donvospitanije.ucoz.net/ в разделе «Готовимся к родительскому собранию».
Подготовка к родительскому собранию предполагает предварительное изучение научно-методической литературы по педагогике, психологии, знакомство с материалами Интернет-ресурсов по выбранной теме.
При встрече с родителями полезно проводить анкетирование, тестирование, в результате которого мамы и папы смогут узнать что-то новое не только о своем ребенке, но и о себе, о взаимоотношениях в семье. Если собрания проходят в таком ключе, то к ним постепенно начнут готовиться не только педагог, но и родители. Они будут заранее подбирать вопросы, на которые не удается найти ответ самостоятельно. Искать ответы на эти вопросы участники собрания смогут сообща.
В зависимости от особенностей восприятия и обработки информации, все люди условно делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. При подготовке к родительскому собранию надо это учитывать и предусматривать средства визуализации выступления. Можно использовать компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив некоторое время на создание грамотной презентации с включением в нее результатов тестирования, фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания аудитории. Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую классным руководителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал нужно заранее, чтобы не зависеть от сети.
Собрания с участием специалистов, работающих в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом.
Важно включать в план работы с родителями интерактивные формы:
- собрание родителей совместно с учениками;
- конференция, круглый стол;
- деловая игра;
- показательное выступление;
- презентация опыта семейного воспитания отдельных родителей;
- тренинг и др.
При проведении родительского собрания надо обращать внимание на возраст родителей. Молодые родители лучше воспринимают эмоциональный аспект, родители среднего возраста более рациональны, старшее поколение в этом плане является разносторонним.
Стоит учитывать социальный статус родителей класса. Например, полные и неполные семьи (одинокие матери, одинокие отцы), вдовы, вдовцы. Кто чаще всего приходит на родительские собрания? Матери! Чтобы увлечь отцов, можно организовать собрание для них отдельно. К собраниям для отцов следует готовиться иначе, чем к общему родительскому собранию. Мужчины скептически относятся к предоставляемым фактам, с сомнением воспринимают информацию, поэтому нужны весомые, яркие примеры, нужно опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.
Готовясь к родительскому собранию, важно обращать внимание на образование родителей. Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону, поэтому для них в начале родительского собрания нужно поставить цели и задачи. Родители без образования более эмоциональны, поэтому начать беседу с ними лучше с описания яркой ситуации из жизни, чтобы их заинтересовать, вовлечь в разговор.
Следует обращать внимание на тон беседы. Он не должен быть покровительственным. Лучше, если вы будете доброжелательны.
Проанализируйте, что служит мотивом для посещения собраний родителями ваших учеников. Специалисты определили четыре группы мотивов, которые побуждают родителей посещать родительские собрания:
- интеллектуальные;
- моральные;
- эстетические;
- дисциплинарные.
Педагоги отмечают, что лучше всего работать с родителями, руководствующимися интеллектуальными мотивами. Им интересна тема беседы, поскольку для них важны проблемы своего ребенка, его успехи. Они хотят быть ближе с ним, узнать его мир, интересы, увлечения. Родители с моральными мотивами приходят, чтобы показать, что они присутствуют на родительском собрании, выполняют свой долг родителя. Родители с эстетическим мотивом всегда приходят на собрания, пропуская их только по веским причинам. Информацию не только слушают, но обязательно записывают, что-то переспрашивают, задают вопросы. Самую трудную группу представляют родители, которые приходят по дисциплинарному мотиву: они пришли, потому что надо прийти. Нет заинтересованности, нет вопросов, пришли и ушли. Часто, будучи негативно настроенными по отношению к школе, классу, учителям, они ко всему могут относиться скептически, считая, что все равно ничто не поможет им наладить отношения с ребенком, что все это написано только в книгах, а в жизни так не бывает. В такой ситуации педагогу особенно сложно преодолеть барьер непонимания.
При подготовке собрания надо учитывать его продолжительность. Следует рассчитывать на 30-40 минут. Основную мысль рекомендуется повторить в начале и в конце собрания в разных формах. Обязательно надо продумывать план собрания, лучше сделайте конспект. Но ни в коем случае не читайте по бумаге, поскольку свободная речь воспринимается лучше. Важен зрительный контакт. Надо видеть всех родителей, а не одного человека. Отдельно продумывайте начало и конец собрания. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз.
Стоит учитывать, что любопытство находится на пике только в течение двух-трех минут. За это время надо успеть заинтересовать родителей, переключить их от пассивного слушания к активному участию.
Известно, что педагог должен всегда следить за своим внешним видом. Классный руководитель перед родительским собранием должен особенно тщательно осмотреть себя в зеркале. Наиболее придирчивы к внешнему виду педагога отцы и родители, пришедшие по дисциплинарному мотиву. Экстравагантность в одежде воспринимается отрицательно. Следует одеться чуть наряднее, чем в обычные дни, обратить внимание на прическу.
Рационально вести собрание стоя. В таком случае все внимание концентрируется на педагоге, хотя психологи говорят, что, если классный руководитель сидит, никто не доминирует в разговоре. Но если на собрание пришло много родителей, сидящим за последней партой не будет видно учителя. Это нарушит контакт со всеми родителями. Сидя можно говорить, если на собрании присутствует мало родителей. При беседе не нужно ходить взад-вперед: это мешает слушать и сосредоточиться.
Обращайте внимание на темп речи при беседе. Очень быстро говорить не нужно. Слушающие могут не улавливать смысл беседы, поэтому вскоре теряют к ней интерес. Раздражает слушателей и чересчур медленный темп разговора.
Уделяйте внимание тембру голоса. Если человек говорит на высоких тонах, то его речь воспринимается плохо, раздражает слушателей даже при очень интересной теме беседы. Поэтому педагогу с высоким тембром голоса надо научиться говорить на более низких тонах. Для этого существуют специальные упражнения. Во время беседы нельзя говорить монотонно. Надо менять силу, темп речи. Избегайте чрезмерной жестикуляции, но и не стойте по стойке «смирно». Не употребляйте суржик, слова-паразиты.
Обращайте внимание на расстояние между вами и родителями. Антрополог Эдвард Холл создал теорию, описывающую пространственную и временную системы общения ‒ проксемику. Он выделил четыре общие зоны:
- Интимное расстояние (0-0,5 м): для близких родственников и друзей.
- Личное расстояние (0,5-1,2 м). Оно является оптимальным для ведения личных бесед и обсуждения личных вопросов, например, при встрече на улице.
- Общественное расстояние (1,2-3,65 м). Оно имеет ближнюю и дальнюю фазу. Единственный контакт на этом расстоянии визуальный. Поэтому во время беседы нужно смотреть собеседнику в глаза. Именно на этом расстоянии ведутся беседы на родительских собраниях. Можно отметить закономерность: чем с большим доверием родители относятся к классному руководителю, тем ближе садятся в аудитории. Более заинтересованные, активные родители всегда занимают первые парты. И наоборот: чем дальше человек садится от учителя, тем он пассивнее.
- Публичное расстояние (3,65 м и больше). На таком расстоянии обычно выступают лекторы в вузах, на семинарах, конференциях и т. д.
Классный руководитель должен быть уверенным в себе, в своих знаниях. Молодые классные руководители иногда не очень уверенно чувствуют себя перед старшими по возрасту родителями и свой настрой могут передать слушателям. Если педагог робеет, то родитель не поверит ему. Уместно вспомнить греческую пословицу: «Не тот оратор, кто хорошо говорит, а тот, кого слушают хорошо».
И главное: на родительском собрании не надо обсуждать плохое поведение и низкую успеваемость каждого отдельного ученика. Одна из причин того, почему родители не ходят на собрания, кроется именно в этом. Родителям неудобно, стыдно перед другими, что так говорят об их ребенке. Можно говорить об общей работе класса, общих проблемах, успехах и достижениях всего коллектива, отдельных учащихся, не забыть благодарить учащихся.
Еще один нюанс. Если вы похвалили почти всех учащихся поименно, а не назвали имена всего 3-4 ребят, постарайтесь найти и для них добрые слова. Ребенка можно похвалить за успехи в спорте, участие в каком-либо мероприятии, за старание, добровольную помощь, желание что-то сделать.
Если родитель в чем-то не согласен с точкой зрения классного руководителя, то не надо прямо говорить родителю в лицо, что он ошибается. В ходе беседы сам родитель должен прийти к мысли, что это он допустил ошибку.
Ни в коем случае нельзя начинать собрание в плохом настроении. Если вдруг во время родительского собрания возникает конфликт между родителем и педагогом, то не надо доказывать свою правоту на повышенных тонах при всех. Успокойтесь, подумайте и решите проблему вдвоем в другое время.
Во время собрания не надо отвлекаться на посторонние темы, говорить о чем-то другом. Руководствуйтесь планом и изречением Артура Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
И последний штрих к самой личности классного руководителя словами известного педагога А. С. Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение ‒ самая решающая вещь».
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр социализации, воспитания и дополнительного образования школьников
Центр социализации, воспитания и дополнительного образования школьников