Методика преподавания и отбор дидактического материала органически связаны с мировоззренческими и методологическими установками учителя. Одной из ключевых задач современной школы является переход от формального принципа изложения материала к формированию у школьников интегрированного восприятия как различных физических процессов в природе, так и социальных явлений в обществе. Важнейшую роль в этом играет изучение естественнонаучных дисциплин, формирующих культуру научного мышления.
Астрономия и астрофизика, как наиболее романтичные из всех естественнонаучных дисциплин, особенно стимулируют интерес к познанию мира и рождают понимание своего места в нем. Поскольку на изучение астрономии в школе учебными планами отводится небольшое количество времени, учителям в своей работе необходимо использовать такие приемы и методы, которые пробуждали бы у школьников интерес к предмету, мотивировали их к изучению астрономии. В частности, это могут быть социальная, личностная, научно-увлекательная, научно-исследовательская деятельность, астрономические турниры, наблюдения звёздного неба.
В любом случае, помимо формирования у школьников глубоких теоретических знаний, необходимо развивать навыки исследовательской деятельности. Современная наука владеет обширным арсеналом методов исследования, но успех исследования в значительной степени зависит от того, каким образом, по каким критериям отбираются методы проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.
Ученические предметные олимпиады, и олимпиада по астрономии в частности, позволяют выявить, поддержать одаренных школьников, способствуют формированию у ребят не только предметных компетентностей, но и социальных. Участие в олимпиадах воспитывает у школьников дух коллективизма (оказание дружеской помощи при подготовке к олимпиадам), умение отстаивать свою точку зрения, правильно формулировать свои мысли. С другой стороны, школьные олимпиады по астрономии служат поддержкой преподавателям, увлекающимся астрономией, позволяют им обмениваться передовым опытом.
Представляется особо важным использование методов, развивающих творческие способности учащихся, во время проведения сборов, при подготовке к очередному этапу олимпиады.
С этой точки зрения весьма интересен, хотя и не однозначен опыт Финляндии по переходу от изучения конкретных предметов школьной программы к изучению явлений (phenomenon), то есть определённых тем. Занятия в рамках преподавания по темам будут отличаться направленностью и целью. Их будут вести несколько лекторов по разным направлениям. Учащиеся на этих занятиях должны решать конкретные практические задачи в группе из нескольких человек. Как предполагают её авторы, такие занятия позволят не только более глубоко усвоить материал, но и развивать навыки общения.
Не рассматривая достоинства и недостатки подобной системы, в связи с отсутствием результатов педагогического эксперимента по применению данной методики, можно сказать, что она весьма напоминает «метод мозговой атаки», который, известный также под названием «мозговой штурм», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном.
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) − один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.
В контексте использования метода «мозгового штурма» при изучении школьных предметов естественно-научного цикла основным направлением является не генерирование новых идей для реализации какого-либо проекта, а поиск новых, нестандартных решений при отработке теоретического материала.
Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что «мозговой штурм» как метод креативного решения задачи стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышает эффективность принимаемых решений.
В условиях «мозгового штурма» средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает освободить творческую энергию и, включив учащихся в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.
«Мозговой штурм», по сути, − наиболее свободная форма дискуссии. Главная функция этой методики – обеспечение процесса генерирования идей без их критического анализа и обсуждения участниками. Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех учащихся в активный творческий процесс.
Для достижения поставленной цели учителю необходимо, прежде всего, создать атмосферу доброжелательности, освобождающую учеников от излишней скованности. Особенность данного метода состоит, во-первых, в запрете на критику чужих идей на этапе их генерирования; во-вторых, в допустимости любого полета фантазии и высказывании любых идей по решению данной задачи без учета их сиюминутной ценности или возможности реализации. Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. При этом выявляются рациональные моменты в каждом из высказанных предположений и на основе их обобщения формулируется решение.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Отдел естественных дисциплин