Задачи, поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.
Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера). На первый план выходит профессионализм учителя.
Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера). На первый план выходит профессионализм учителя.
Подготовка учителя трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности.
Перед учителем трудового обучения встают задачи:
- формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений;
- отстаивание своей позиции и точки зрения;
- ответственности за результаты и последствия своей деятельности.
Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов. В современном учебно-воспитательном процессе на уроках трудового обучения нужно применять метод проектов.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и с консультированием учителя.
Современная педагогика различает такие типы проектов:
- исследовательские, в основе которых находятся социально-экономические исследования;
- творческие, их результатом является создание художественных произведений, зрелищных явлений;
- игровые (имитационные), в которых участники проекта выполняют роли;
- информационные, которые заключаются в сборе и анализе информации об объекте;
- практические, ориентированные на непосредственно внедряемые в практику.
Средствами осуществления проектно-технологической деятельности являются использование разнообразных инструментов, приспособлений, машин, механизмов, автоматических приспособлений и т.д.
Включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю трудового обучения разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).
Работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности.
Включение проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности может резко повысить положительную мотивацию учения, сделать образовательный процесс осмысленным и интересным, способствующим воспитанию нравственно-трудовых качеств, использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Все большее понимание и признание среди учителей трудового обучения получает идея основания принципа исследовательского подхода в обучении учащихся.
Применение исследовательских подходов учителями в обучении учащихся дает основания сделать вывод: все, что предлагается учащимся на уроке, должно быть проработано с учетом возможностей рефлексивной позиции такого способа содержания учебного материала, который указывает смысловые контексты изучаемого. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентиры учащихся.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий
Отдел технологий