22 мая 2015 г.

Организация исследовательской деятельности педагога

Исследовательская деятельность педагога – обязательная составляющая инновационной педагогической деятельности.
Сегодня в условиях перехода на новую образовательную парадигму наблюдается стремительное развитие интереса, как руководителей, так и педагогических работников образовательных учреждений, к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях. Это тенденция положительная, потому что с одной стороны, она говорит об осознании педагогическими коллективами учебных заведений необходимости коренных преобразований в учебно-воспитательном процессе, а с другой - об осознании ими ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своего уровня научно-педагогического проведения поисково-исследовательской работы.

Но вместе с тем стремление к экспериментальной работе недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. От «науки» часто ожидается то, чего наука дать в принципе не может. А реальные возможности научных исследований в то же время реализуются далеко не полностью.

Дело в том, что далеко не всегда правильно понимается само понятие экспериментальная работа. В нем самом содержится некоторая неточность и двусмысленность.

С одной стороны эксперимент - это один из методов научной работы, научного исследования. А с другой стороны, с появлением так называемой инновационной педагогической деятельности, которая стала неотъемлемой частью современного образовательного процесса, термины «эксперимент», «экспериментальный» приобретают и совершенно иной смысл.  Исследовательская, экспериментальная работа теперь синонимы любой инновационной деятельности в образовательных учреждениях.

Подготовка педагога к участию в любой педагогической экспериментальной деятельности должна начинаться с ознакомления с определениями таких понятий, как методология педагогики и методология педагогического исследования.

Методология педагогики - наука о методах и принципах развития педагогики как науки и практики.

Методология педагогического исследования - это направление в методологии педагогики, которая раскрывает идеи, принципы, методы, логику и технологию организации и проведения педагогического исследования, критерии оценки его качества и эффективности (по Г.Коджаспировой).

Для организации и проведения экспериментального педагогического исследования, которое в условиях учебных общеобразовательных учреждений выполняется, в основном, одним человеком или небольшой группой исследователей, необходимо пользоваться определенными правилами и положениями. Эти правила практически нигде в нормативных документах не оговорены и, следовательно, придерживаться их, вроде бы совсем не обязательно. Но на самом деле они складывались на протяжении многих десятилетий, базируясь на опыте многих ученых, и соблюдение их каждым исследователем позволяет избежать определенных заблуждений и ошибок, поможет кратчайшим путем получить продуктивные результаты.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах, технологиях. Педагогическое исследование объясняет и прогнозирует педагогические факты и явления.

Экспериментальное исследование включает в себя несколько этапов:
  • подготовительный этап. Он предусматривает изучение литературы и знакомство с педагогической реальностью. Результатом этого этапа является уточнение темы исследования, определение объекта, предмета исследования, основных гипотез.
  • создание методики исследования. Здесь определяются методы проведения исследования, создается диагностический комплекс, готовится необходимое экспериментальное оборудование.
  • на третьем этапе проводится сбор фактического материала, определение исходных данных на начало исследования. Этот этап называется констатирующим  экспериментом. Результаты, полученные на этом этапе эксперимента, должны быть обобщены и представлены в протоколах, таблицах, графиках, диаграммах, которые бы наглядно демонстрировали сильные или слабые места обучения, воспитания, определенные тенденции развития ученика, помогали бы исследователю самому разобраться в ситуации.
  • формирующий (или обучающий) эксперимент проводится с введением нового фактора (новых средств, методов, форм, созданием технологий и др.). Это основной этап, по содержанию которого можно делать выводы о научную новизну и практическую значимость работы.
  • завершающим этапом исследования является контрольный (или оценочный) эксперимент, в основе которого качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования. Используя методы и методики изучения педагогической действительности, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента, исследователь может выявить динамику изменений, определить эффективность программы формирующего эксперимента. Полученные данные необходимо зафиксировать в сравнительных таблицах, графиках, диаграммах.
Главные результаты экспериментального исследования отражены в выводах.
Как уже отмечалось во вступлении к нашей теме, выполнение всех этих требований не является крайне необходимым, но если вы желаете получить достоверные результаты исследования и быть уверенным в их качестве и эффективности, то понимание и выполнение этой последовательности работы обязательное.

Любое психолого-педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров, называемых методологическим аппаратом исследования, к которым относятся:
  • проблема,
  • тема,
  • объект и предмет исследования,
  • цель,
  • задачи,
  • гипотеза,
  • положения, которые доказываются.
Основными критериями качества педагогического исследования являются:
  • актуальность,
  • новизна,
  • теоретическая и практическая значимость.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания