«... люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».
К.А. Тимирязев
К.А. Тимирязев
В преподавании биологии разработаны разнообразные формы экспериментально-исследовательской работы учащихся. Это демонстрационный эксперимент, лабораторные и практические работы камерального характера, экскурсии, фенологические наблюдения, полевые практики, экспедиции и летние задания. Каждая форма играет свою роль в учебно-воспитательном процессе, отличаясь степенью индивидуализации и сложностью организации, масштабностью выполняемой работы и широтой вовлечения учащихся в активную деятельность.
Летние задания выполняются в наиболее благоприятный период года, когда интенсивно протекают все процессы жизнедеятельности и происходят заметные изменения в живой природе. Летом наиболее велика близость людей с природой, активность общения с ней.
Тематика летних заданий по курсу «Ботаника»
I. Изготовление учебно-наглядных пособий
I. Изготовление учебно-наглядных пособий
- Общее знакомство с цветковыми растениями
- Органы цветкового растения.
- Однолетние и двулетние растения.
- Многообразие деревьев.
- Многообразие кустарников.
- Многообразие кустарничков.
- Корень
- Типы корневых систем.
- Влияние пикировки на развитие корневых систем.
- Влияние удобрений на рост и развитие растений.
- Побег
- Развитие побега из почки.
- Влияние пинцировки на рост побега.
- Листья простые и сложные.
- Листорасположение.
- Жилкование листьев.
- Растения-паразиты.
- Видоизменения листьев.
- Осенняя раскраска листьев.
- Спилы стволов деревьев.
- Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ.
- Передвижение по стеблю органических веществ.
- Корневище – видоизмененный побег.
- Цветок и плод
- Обоеполые цветки с простым и двойным околоцветником.
- Раздельнополые цветки. Однодомные растения.
- Раздельнополые цветки. Двудомные растения.
- Виды соцветий.
- Многообразие сухих плодов.
- Распространение плодов и семян ветром.
- Экология растений
- Растения луга.
- Растения леса (смешанного, соснового, елового).
- Растения сухих мест обитания.
- Водные и прибрежные растения.
- Растения болот.
- Эфемероиды.
- Классификация цветковых растений
- Строение цветков растений различных семейств.
- Многообразие растений различных семейств.
- Сельскохозяйственные растения
- Фазы развития пшеницы.
- Многообразие масличных культур.
- Многообразие плодово-ягодных культур.
- Основные отделы растений
- Многообразие водорослей.
- Многообразие моховидных.
- Многообразие папоротникообразных.
- Многообразие голосеменных растений.
II. Опытническая работа
- Сортоизучение полевых, овощных, плодово-ягодных, декоративных растений.
- Изучение эффективности разных способов вегетативного размножения:
- картофеля целыми клубнями, верхушками, глазками, ростками;
- крыжовника горизонтальными, дуговидными, вертикальными отводками;
- смородины одревесневшими и зелеными черенками;
- чеснока воздушными луковичками и зубками;
- пионов делением куста, черенками, отводками.
- Изучение влияния на рост, развитие, урожайность растений таких агроприемов, как:
- различные способы предварительной обработки посадочного материала (прогревание, закаливание, яровизация, химическое воздействие, облучение и др.);
- сроки посева, окучивание, орошение, рыхление;
- пасынкование, пинцировка, пикировка;
- изменение площади питания, использование пленочных укрытий;
- использование разных видов удобрений (органических, минеральных, бактериальных), их дозы, способы внесения и т.д.
III. Наблюдения, исследования в природе, проектная деятельность
- Изучение влияния различных факторов на рост и развитие растений.
- Изучение состояния деревьев и кустарников в районе проживания.
- Лихеноиндикация состояния воздуха в районе проживания.
- Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению.
- Изучение растительного сообщества стоячего водоема.
- Проектная деятельность по фитодизайну.
- Отчеты об экскурсиях в музеи, ботанические сады, в природные сообщества.
- Фенологические наблюдения.
Тематика летних заданий по курсу «Животные»
I. Изготовление учебно-наглядных пособий
I. Изготовление учебно-наглядных пособий
Коллекции демонстрационные
- Раковины моллюсков.
- Отряд Жесткокрылые, или Жуки.
- Отряд Чешуекрылые, или Бабочки.
- Отряд Двукрылые, или комары и мухи.
- Отряд Перепончатокрылые.
- Отряд Полужесткокрылые, или Клопы.
- Отряд Прямокрылые.
- Отряд Стрекозы.
- Строительное искусство ручейников.
- Листья, поврежденные насекомыми.
- Удивительные перышки.
Коллекционный раздаточный материал
- Раковины моллюсков.
- Туловищные и хвостовые позвонки рыб.
- Чешуя различных видов рыб.
- Майский жук.
- Известковая скорлупа яйца птицы.
- Виды перьев птицы.
II. Проведение наблюдений и экспериментов
- Получение культуры инфузорий, изучение их строения и поведения.
- Обнаружение гидр в естественном водоеме, изучение их строения, поведения, размножения.
- Содержание планарий в аквариуме, изучение их строения, поведения, способов размножения.
- Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.
- Изучение внешнего строения, поведения и размножения прудовика обыкновенного.
- Изучение внешнего строения, поведения и развития:
- бабочки капустной белянки (капустной моли, яблонной моли, яблонной плодожорки);
- кольчатого шелкопряда (озимой совки и др.);
- жука колорадского (щелкуна, божьей коровки, жужелицы и др.);
- перепончатокрылых: муравьев, пчел, ос, шмелей, пилильщиков и др.;
- двукрылых: комаров (кусаки, звонца, пискуна), мошек, мокрецов и др.;
- ручейников;
- пауков (крестовика, серебрянки);
- Изучение внешнего строения, поведения и развития рыб.
- Наблюдение за развитием и поведением травяной лягушки (серой жабы, обыкновенного тритона).
- Наблюдения за пресмыкающимися.
- Наблюдения за птицами.
- Наблюдения за домашними животными.
Полезные ссылки:
http://blgy.ru/biology6v/summer - Летние задания по ботанике
http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200901102 - В. И. Краева. Летние творческие работы учащихся по биологии. Из опыта работы
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/55187.html - Летние задания по биологии как один из способов формирования метапредметных умений у учащихся.
http://blgy.ru/biology6v/summer - Летние задания по ботанике
http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200901102 - В. И. Краева. Летние творческие работы учащихся по биологии. Из опыта работы
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/55187.html - Летние задания по биологии как один из способов формирования метапредметных умений у учащихся.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Отдел естественных дисциплин