8 июня 2015 г.

Некоторые аспекты преподавания физики

В 2015-2016 учебному году учебные заведения республики переходят на новые программы в соответствии с российскими стандартами (ФОГС). По какому же принципу построены новые учебные программы по физике? Принимайте участие в наших «Летних студиях педагогического мастерства» с 17.06.2015 по 19.06.2015 и вы повысите свой профессиональный уровень в вопросах практической реализации перехода на российские стандарты (ФОГС) в преподавании физики.

Место физики в системе общеобразовательных предметов определяется ее особенностями как науки. Современная физика − важнейший источник знаний об окружающем мире, основа научно-технического прогресса и, вместе с тем, один из важнейших компонентов человеческой культуры.

Физика является теоретической наукой, которая открывает фундаментальные законы природы. Физические теории и физические методы исследования все больше проникают в другие естественные науки (химию, астрономию, биологию и т.п.) и дают важные результаты. Физика − теоретическая основа современных промышленных технологий.

Для оптимальной организации учебного процесса необходимо отобрать содержание физического образования, выяснить, с какого возраста школьники должны начинать изучение физики, определить принцип построения школьного курса.

Анализ опыта преподавания физики в отечественных и зарубежных школах, учета общих дидактических требований и требований психологии дают основания для определения возраста школьников, с которого начинается изучение физики. В нашей республике физика изучается с 7-го класса на протяжении пяти лет.

Содержание и последовательность изучения основ физики регламентируется программой как основным государственным документом, обязательным для выполнения.

В средней школе возможны три системы обучения и соответственно три подхода к построению программ по физике: радиальная (линейная), концентрическая и ступенчатая.

Радиальный принцип построения предусматривает изучение разделов, тем и вопросов программы лишь один раз за весь период учебы с исчерпывающей полнотой. К ранее изученному материалу возвращаются лишь с целью его повторения. К позитиву построения программы по радиальному принципу можно отнести строгую системность изложения учебного материала.

Однако программа, построенная по радиальному (линейному) принципу, не учитывает возрастные особенности школьников и тем самым вступает в противоречие с требованиями возрастной психологии и дидактики. Известно, что для формирования многих сложных физических понятий и законов необходима достаточная математическая подготовка и развитое абстрактное мышление ребенка.

Концентрический принцип построения курса физики предусматривает изучение его в два этапа, в соответствии с которыми программа разделена на два концентры. В первом концентре (базовый уровень) вся физика изучается на уровне, доступном для восприятия учеников 7-9 классов, с учетом, в частности, их математической подготовки. Во втором концентре (10-11 классы) физика изучается повторно, но на более высоком научном уровне − профильно.

Ступенчатое изучение предмета берет по радиальному принципу системность изложения материала, а по концентрическому − учет возрастных особенностей учеников. На первой ступени изучения физики идет пропедевтическое обучение школьников, которые знакомятся с основными явлениями и элементами некоторых физических теорий, усваивают основные физические понятия и физическую терминологию. Вторая ступень посвящена изучению систематического курса физики с учетом знаний, полученных на первой ступени. Основной недостаток такого подхода − невозможность реализации профильного обучения в старшей школе (10-11 классы).

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин