14 октября 2015 г.

Метапредметное обучение как инновационный процесс в современном образовании

Сегодня все мы активно вовлечены в процесс внедрения новых стандартов образования. Внедрение новых стандартов является одной из ключевых линий текущего этапа модернизации образования. Стандарты задают новые ценностные и содержательные ориентиры образованию. Они  включают  совокупность  требований к структуре, условиям и самое главное – результатам реализации основной образовательной программы. 

Сделать стандарт работающим – дело посильное, но непростое. Оно требует серьезной работы – осмысленных и согласованных действий всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, методистов, психологов, детей и родителей. Осмысленность и согласованность не приходят сами по себе, они требуют  обсуждения,  размышления,  выработки совместных действий.

Меняющийся мир диктует свои требования к личности, стремящейся к благополучию и успеху. Сегодня недостаточно владеть  предметными знаниями, важно обладать компетенциями, которые позволят освоить и применить любые знания, управлять собственной деятельностью, работать в команде. Новый стандарт ориентирует нас не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. 

Личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, мотивы познавательной деятельности, социальные качества, гражданская идентичность. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам  образовательного  процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Вот что говорят об этом сами педагоги: «Новые стандарты несут с собой новый результат. Если раньше мы работали над развитием умений и навыков, то теперь для нас главное – развитие личности ребенка. Важно научить ребенка учиться. Если раньше давали готовые знания, то теперь надо учить ребенка добывать эти знания, направляя, давая ему выходы». 

Предметные результаты традиционно понятны каждому учителю. Они представляют собой освоение знаний по конкретным предметным областям. Более сложными для понимания оказались метапредметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты представляют собой освоенные учащимися на базе учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 

Изменение целевой парадигмы образования от усвоения знаний, умений, навыков к формированию умения учиться в контексте решения жизненных задач порождает необходимость формирования активной роли обучающихся в учебном процессе, их ориентацию (и ориентацию педагогов) на сотрудничество, использование новых, в т.ч. проектных, форм организации обучения. 

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Обучающийся узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы обучающийся начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия. Установленные новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. «Мета» - означает «стоящее за, над».

Довольно часто предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальной общеучебной деятельности: целеполагания, планирования, поиска информации, сравнения, анализа, синтеза, контроля, оценки и тому подобное. На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет - это то, что стоит за (над) предметом или за (над) несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится будто в ее основе. Приведем пример метапредметной деятельности - наблюдение. У нее есть свои предметные воплощения:
  • наблюдение естественнонаучное,
  • наблюдение историческое,
  • наблюдение математическое,
  • самонаблюдение рефлексивное и тому подобное.
Другой существенный момент: метапредметность - не только деятельность, но и содержание. Таким образом, метапредметное содержание образования и метапредметная деятельность обучающегося рассматриваются в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. 

В основе метапредметного подхода - понимание того, что является главным, чему надо учить в школе, - это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только осваивает систему знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью, сможет сам добывать информацию о мире. Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов. Профессионалы XXI века - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, поэтому возникают новые требования к педагогу XXI века. 

XXI век - век рефлексивных форм знания. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать его особенности, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы