13 октября 2015 г.

Психологические аспекты новых образовательных стандартов

Внедряем новые стандарты!

В контексте перехода образовательных организаций ДНР на новые образовательные стандарты и необходимости осуществлять квалифицированное психологическое сопровождение этого процесса предлагаем психологам образовательных организаций ознакомиться с разысканиями российских коллег по данной проблеме и взять на вооружение наиболее ценные из данных наработок.

«Принципиально важно, - отмечает автор разработки, кандидат психологических наук, доцент Литяйкина О.Г., - что методологической основой Стандарта стала концепция духовно-нравственного развития и воспитания, апеллирующая к ценностно-смысловой сфере личности». Таким образом, концептуальная роль психолога в деле внедрения данного Стандарта очевидна. Психолог «может взять на себя значимую роль по организации знакомства педагогов с тезаурусом (Стандарта), т.к. впервые педагогическая система встретилась со столь мощным понятийным обоснованием, построенным полностью на психологических концептах».

В контексте перехода на данный Стандарт содержательно обновилась сама деятельность психолога в школе. «Безусловно, как и раньше, психолог, работая в школе, будет выступать адвокатом ребенка, защищая его в конфликтных ситуациях, содействуя созданию условий для оптимального развития. Однако изменились критерии качества такой работы, так как изменилась иерархия образовательных результатов. (…) Новый Стандарт акцентирует достижение, прежде всего, личностных результатов. То есть, сегодня Стандартом задается система требований к структуре образовательных программ и к условиям, обеспечивающим личностное развитие ученика».

Психолого-педагогическое просвещение, как один из ключевых компонентов деятельности психолога в школе, также обретает новый смысл и содержание. «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, существенно изменяя всю образовательную ситуацию в школе, определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса».

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты, по мнению автора,  должно включать в себя следующие направления работы:
  • «социально-психологический мониторинг;
  • социально-психологическая экспертиза;
  • социально-психологическое проектирование;
  • оказание помощи всем участникам образовательного процесса;
  • совершенствование деятельности самой психологической службы».
Предлагается также обновленная модель деятельности школьного психолога, содержащая помимо традиционных направлений, следующие блоки:
  • диагностико-прогностический;
  • экспертно-аналитический;
  • социально-психологического проектирования;
  • коррекционный.
Как видим, психологическое сопровождение в контексте новых образовательных стандартов становится более адресным и целевым, ориентированным на оказание помощи конкретным участникам образовательного процесса в решении конкретных проблем.

Ввиду этих и других нововведений в профессиональной деятельности для психологов образовательных организаций становится особенно значимой способность опираться  «на определенные ценности, такие, как любовь к детям и любовь к своей профессии, возможность заниматься любимым делом, творить, быть востребованным».

С полным текстом публикации можно ознакомиться, перейдя по ссылке:
http://www.edurm.ru/2009-11-12-06-43-28/2013-01-10-04-03-54/96-2011-04-12-11-33-43/1859-2012-12-28-10-40-22 

Кафедра менеджмента образования и психологии