28 октября 2015 г.

Дети - это зеркало нашей жизни, а зеркала не врут

Распространение в нашей республике процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом ДНР «Об образовании».

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Сегодня мы попросили нашу коллегу из г. Каменск-Уральский, Красногорский р-н, Свердловская обл. Абдрахманову Рамилю Фитласовну, педагога-психолога и методиста дошкольной организации, поделиться своим авторским опытом в отношении организации качественного инклюзивного образования и воспитания дошкольников с особенными образовательными потребностями.

Много лет работая в детской образовательной дошкольной организации № 79 г.Каменск-Уральский, Абдрахманова Р.Ф. предложила Программу коррекции недостатков в психическом развитии различных категорий детей с особыми образовательными потребностями. Автор отмечает, что основная проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитания, удовлетворяющего как общим требованиям относительно нормально развивающихся детей, так и требованиям в отношении особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

В связи с актуальностью данной проблемы, автором составлена Рабочая Программа, далее - программа, регламентирующая образовательную деятельность педагога-психолога с участниками воспитательно-образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с нормативно–правовыми и локальными документами ДОУ и на основе интеграции психологических программ, методик, пособий. Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различным категориям детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении программы. К основным задачам программы можно отнести:
  1. Обеспечение всестороннего развития воспитанников, их социальную адаптацию.
  2. Сохранение и укрепление психического здоровья и индивидуальных особенностей на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ.
  3. Обеспечение равных стартовых возможностей воспитанникам с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях.
  4. Развитие родительской компетентности и воспитательного потенциала семьи посредством психологической коммуникации.
Особенности программы:
  • универсальность (возможность использования программы как основной при сопровождении детей, а в случае необходимости - коррекционной);
  • синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.
В основе программы лежат следующие принципы:
  1. Принцип единства диагностики и коррекции.
  2. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  3. Деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип базируется на теории психического развития ребёнка, разработанной, в трудах А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина. Указанный принцип означает, что главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка.
  4. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип, предполагает, что ход психического и личностного развития, обязательно должен соответствовать нормативным показателям, но при этом конкретный путь развития каждой личности неповторим и уникален.
  5. Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне «актуального развития» ребенка.
  6. Принцип коррекции «сверху вниз» и принцип развивающего обучения, выдвинутый Л.С.Выготским (1958), раскрывает направленность коррекционной работы, основным содержанием которой является создание «зоны ближайшего развития», а также своевременное формирование психологических новообразований.
  7. Принцип комплексности методов психолого-коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов работы педагога в дошкольном образовательном учреждении.
  8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
  • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
  • определить оптимальный педагогический маршрут;
  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • консультировать родителей ребёнка.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку психического развития ребёнка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Мониторинг детского организма проводится два раза в год: в начале и по окончании работы по программе. Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Автор предлагает активно использовать тренинговую функцию. Так как психотерапевтический эффект тренингов предполагает развитие (воспитание) интереса у детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивность, расторможенность, тревожность), психологический комфорт и позитивные чувства. Развивающий эффект тренингов предполагает адаптацию в социуме, развитие творческого и личностного потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их, развитие психических процессов. Воспитательный эффект тренингов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира.

Вся психолого-педагогическая работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности, должна основываться на принципах толерантности и гуманизма. К основным этапам системы комплексной помощи наша коллега относит:
  1. Социально-педагогическую поддержку сопровождения (первый круг помощи: воспитатель - родитель).
  2. Интегративная специализированная помощь (педагог-психолог, фельдшер, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители).
  3. Консультирование (специализированные службы помощи в ДОУ, ПМПК в ДОУ).
Надеемся, что анализ практического опыта наших коллег позволит и нам, педагогам и психологам системы дошкольного образования, отработать правильные ориентиры своей практической деятельности в отношении организации и оптимизации инклюзивной системы обучения и воспитания детей с особенными образовательными потребностями.

Кафедра менеджмента образования и психологии