Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом слушателей (учителей) к непрерывному образованию, а также поддерживать процесс непрерывного обучения. Одним из направлений работы в институте является использование ИКТ в процессе обучения: проведение тренингов, онлайн-курсов, использование аудиокниг, обучающих видеофильмов и т.д. Так же активно используется такая форма в обучении, которая направлена на улучшение качества современного образования, как «мобильное обучение».
Термин «мобильное обучение» относится к использованию мобильных и портативных устройств, таких как карманные компьютеры, мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении. Большинство мобильных устройств являются полезными в области образования, управления, организации и преподавания для специалистов-практиков, а также техническими средствами поддержки обучения для слушателей курсов повышения квалификации.
Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличием является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от места нахождения и происходит при использовании портативных технологий, что позволяет нам говорить о непрерывности процесса обучения.
Как яркий пример использования информационных технологий мобильного обучения в ДонИППО можно выделить:
- проект «1 ученик - 1 компьютер»;
- дистанционное образование;
- Вебинары, Веб-конференции, Веб-семинары;
- практикумы с использованием интерактивной доски;
- проект Интел «Обучение для будущего».
Анализ использования информационных технологий мобильного обучения показывает:
- в институте созданы условия для непрерывного образования педагогических кадров;
- мобильное обучение является составной частью дистанционного образования;
- мобильное обучение придает новое качество обучению и наиболее полно отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени; является новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором формируется новая среда обучения, независимая от места и времени;
- мобильное обучение способствует формированию гибкого обучения на основе новых возможностей мобильных телекоммуникационных услуг по доставке учебных текстов, графических материалов и проведению видеоконференций;
- автоматизация и компьютеризация обучения изменяют методы обучения; традиционные методы обучения в условиях мобильного обучения используют специфические сервисы обучения в условиях информационно-образовательной среды (электронную почту, форумы, чаты, веб-сайты);
- мобильное обучение позволяет организовать высокую степень интерактивности между преподавателем и обучаемым; обеспечить эффективную обратную связь посредством мобильных устройств; увеличить долю обучения в сотрудничестве и обучения в академических группах.
Как показала практика, достаточная часть слушателей курсов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании. Решение этой задачи требует организационных усилий, исследовательской и методической работы преподавателей института по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс последипломного образования.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел информационного обеспечения образования
Отдел информационного обеспечения образования